В поддержке инвестиций не хватает амбиций
Меры по стимулированию инвесторов остаются одной из самых острых тем в диалоге областного правительства и Законодательного собрания. По инициативе Юрия Зозули, депутаты намерены детально перебрать соответствующую госпрограмму. Главная претензия к документу – заниженные показатели эффективности.
О необходимости привлекать и поддерживать инвесторов сегодня поётся из каждого государственного утюга. При этом инвестиционная активность в регионе оставляет желать лучшего. Областные власти констатируют с 2015 года сокращение объёма вложений и количества новых проектов. Чиновники объясняют этот спад снижением банковского и государственного финансирования. Но серьёзным вопросом также является эффективность политики властей по отношению к инвесторам.
Меры поддержки проектов предусмотрены госпрограммой «Стимулирование инвестиционной и инновационной активности в Новосибирской области на 2015-2023 годы». Корректировка документа под новые реалии жизни ещё в декабре показала разные взгляды на эффективность у экономического блока правительства и депутатов заксобрания. За два месяца градус дискуссии существенно вырос. Активные участники обсуждения со стороны заксобрания во главе с заместителем председателя комитета по бюджетной и налоговой политике Юрием Зозулей не удовлетворены объяснениями вице-премьера и министра экономического развития Ольги Молчановой по поводу программы. Равно как и тем, что министр игнорирует предложения депутатов.
Нечастый случай, когда есть возможность выбирать между альтернативными концепциями. Подход минэкономразвития можно назвать консервативным. Согласно программе, планируется вывести Новосибирскую область в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в регионах РФ с 43 на 10 место в 2023 году. Это, пожалуй, самая амбициозная заявка, обозначенная в документе. Но что будет через пять лет (и где будут в то время работать нынешние руководители министерств и ведомств) сейчас непонятно. А цели на ближайшие год-два смущают депутатов чрезмерной скромностью.
Рост объёма инвестиций на 2018 год запланирован на уровне 5%. Количество инвестпроектов, привлечённых ОАО «Агентство инвестиционного развития», должно вырасти с 3 до 4. Количество созданных новых рабочих мест по проектам, получающим господдержку в рамках программы – 100 ежегодно. За год количество проектов в сфере ГЧП и МЧП должно вырасти на 3. Также, на 3 единицы должно увеличиться количество резидентов парковых проектов региона. С 3 до 5% планируется в 2018 году нарастить темп прироста выручки участников проекта «Сибирский наукополис». Депутаты считают, что за счёт одной лишь инфляции выручка будет расти быстрее.
Зозуля обратил внимание на то, что предложенные изменения снижают целевые показатели, которые были заложены в госпрограмму ранее. При спаде инвестиций такой ход может казаться рациональным для ответственных чиновников: проще отчитываться. Заниженные целевые показатели поспособствуют перевыполнению планов. Но есть и обратная сторона медали – получается, что в нынешней редакции госпрограммы заложено не только отставание Новосибирской области от среднероссийских темпов инвестиционного развития. По мнению депутата, в результате «стимулирования» инвестиционной и инновационной деятельности, в документе закрепляется фактическая стагнация области. Для областного руководства это чувствительный момент. Кроме того, по словам Зозули, предложенный вариант нарушает майские указы Президента. Об этом депутат сообщил губернатору на январской сессии заксобрания, не персонифицируя ответственных чиновников. Владимир Городецкий обещал разобраться. Но пока ситуация остаётся тупиковой.
Альтернативная концепция, которую подготовил Зозуля в противовес консервативному подходу минэкономразвития, которая включает 18 пунктов, может существенно изменить областную политику в сфере инвестиционной поддержки. В первую очередь, депутат предлагает проанализировать причины, из-за которых намечено отставание от показателей президентского указа «О долгосрочной государственной инвестиционной политике», с тем, чтобы отказаться от неэффективных мер и расширить арсенал господдержки новыми решениями. В частности, создать на базе АИРа полноценный институт развития по примеру Внешэкономбанка или ЕБРР – то есть, предоставлять бюджетные инвестиции и входить в капитал инвесторов, с последующим выходом из проекта после вывода на плановую мощность. Юрий Викторович считает, что нужно пересмотреть подходы к поддержке инновационного производства с точки зрения заинтересованности потребителей: софинансировать внедрение инноваций вместе с теми предприятиями, которые впоследствии намерены покупать эти разработки. То есть, стимулировать спрос на инновации.
Ряд предложений относятся к поддержке успешных, высокоприбыльных проектов. Например, депутат предлагает использовать часть Дорожного фонда для строительства и ремонта транспортной инфраструктуры к населённым пунктам, показывающим лучшую динамику сельскохозяйственного развития. Ещё одно смелое предложение Зозули – для предприятий с высокой рентабельностью (например, от 50 или от 100%) снижать налог на прибыль, по мере увеличения прибыли (аналог подхода – льготы для разработчиков программных продуктов): такая мера будет привлекать инвесторов и увеличивать поступления в бюджет.
Подобные, как и многие иные, альтернативные предложения Зозули – это реакция на поведение чиновников, доказывающих невозможность других подходов, кроме уже заложенных в программе. Но аргументы минэкономразвития весьма скупы. А бюджетная эффективность действующих мер вызывает сомнения у депутатов. Флагман региональной инвестполитики сегодня это, так называемый, мегакластер. На 96 млрд федеральных, областных и муниципальных инвестиций в этом проекте приходится лишь 28 млрд частных. А есть и уже действующие проекты, в которых процентное соотношение участия частных инвесторов значительно ниже. «Нужны ли нам такие «флагманы», или целесообразней поддерживать другие проекты, более доходные для бюджета? – спрашивает Зозуля – И насколько эти «флагманские» проекты отвечают требованиям к флагманам – если критерии бюджетной эффективности для этих «прорывных» проектов специально снижены?». Эти вопросы всё больше раздражают чиновников. К концу февраля споры в рабочей группе по госпрограмме стали более эмоциональными.
Некоторые чиновники пытаются объяснить остроту дискуссии персональной позицией Зозули – вроде как, больше ни у кого из депутатов нет вопросов по существу госпрограммы. Так это или нет – станет ясно в рамках полноформатного обсуждения документа заксобранием: в рамках рабочей группы минэкономразвития консенсуса достигнуть не удалось. Повторяется история с пакетом законов об инвестиционной поддержке, который в прошлом году заксобрание рассматривало несколько месяцев. Депутаты стремились разобраться в предмете детально, и результат считается самым конструктивным достижением 2016-го в диалоге двух ветвей власти. Диалог по госпрограмме, по-видимому, также требует нового уровня. Это может привнести в областную инвестиционную политику более амбициозные цели и новые средства для их достижения.