Хлебопёки требуют порядка в госзакупках

Правительство Новосибирской области озаботилось проблемой качества продуктов для социальной сферы, но пока не может заставить министерства следовать общим правилам. В действующей системе из-за интересов руководителей на местах победителями тендеров части становятся недобросовестные поставщики.

В Сибирском федеральном округе много военных частей, однако, поставщик хлеба у них один и тот же – небольшая питерская компания, которая, собственно, производством не занимается. Ни один крупный хлебозавод не может одолеть эту компанию-посредника на тендерах. А хлеб для поставок посредник закупает по самым минимальным ценам у мелких производителей, которые могут радикально экономить на качестве из-за отсутствия государственного надзора. Солдаты люди подневольные -- будут есть то, что им дают.

Можно было бы списать это на сугубо армейские приколы типа наследства Сердюкова. Но похожая ситуация в школах, больницах, других социальных объектах. Разница лишь в том, что министерства и конкретные руководители на местах вольны подстраивать закупки под приближённых поставщиков. Из числа которых, порядка 30% это фирмы-однодневки, банкроты и поставщики фальсификата, если говорить про рынок хлеба.

Такие данные прозвучали на расширенном заседании Союза хлебопекарных и кондитерских предприятий Сибири, прошедшем 3 февраля в Новосибирске с участием заместителя полпреда Президента в СФО Вадима Головко, начальника УФАС Сергея Гаврилова и руководителя областного Роспотребнадзора Александра Щербатова. Крупнейшие хлебопёки округа говорили о недостатках действующей системы госзакупок. Обязательные тендеры для государственных и муниципальных поставок были введены федеральным законом, чтобы снизить коррупционную составляющую. На практике же коррупционных подозрений меньше не стало, а качество поставок во многих случаях ухудшилось.

Так происходит из-за того, что ключевым критерием конкурсов является цена поставки. Качество формально рассматривается, но не является определяющим преимуществом. Из-за этого крупные хлебозаводы оказались в неравных условиях с пекарнями. Мелких производителей контролирующие органы просто не замечают (на заседании Щербатов это фактически подтвердил, сославшись на мораторий по проверкам малого бизнеса). Поэтому пекарни могут экономить на всём – на налогах, зарплатах, оборудовании, сырье, рецептуре, технологиях. Репутация для многих пекарей пустой звук: они успевают перерегистрировать юрлица от контракта до контракта. И главных врачей, директоров, чиновников, способных влиять на торги, это устраивает.

Хлебозаводы же находятся под контролем не только у государственных проверяющих. На предприятиях регулярно проводятся аудиты инспекторами торговых сетей, пристально следящих за стандартами поставляемой продукции. От социальных учреждений проверяющие никогда не приходят. Главным врачам всё равно, пусть даже хлеб для больничной столовой выпечен, как попало в антисанитарных условиях. Примеры таких пекарен есть, но госконтроль, как уже говорилось выше, обходит их стороной.

Интересы конечных потребителей, у которых зачастую нет выбора, учтены в последнюю очередь. Получается, что пациенты больниц, больше других нуждающиеся в здоровом качественном хлебе, получают продукцию низшей категории, замешанную на химикатах, которые не выводятся из организма. А порой встречается откровенный фальсификат – общественники и независимые эксперты неоднократно вскрывали такие факты.

Ситуация в Новосибирской области несколько лучше, чем в большинстве регионов Сибири, поскольку областное правительство вникает в проблему качества поставок. Хлебопёки отметили усилия первого вице-премьера Владимира Знаткова, поддержавшего внедрение более жёстких конкурсных требований к поставщикам. Благодаря этому 25 больниц в регионе уже получают здоровый заводской хлеб с гарантированным качеством. Но 40 больниц работают по прежним схемам с мелкими поставщиками. Причём речь идёт о крупнейших новосибирских учреждениях. Для министерств здравоохранения, образования, социальной защиты, являющихся крупнейшими бюджетными покупателями продуктов, правительственные рекомендации, одобренные Знатковым, почему-то не являются руководством к действию.

Представители государства, участвовавшие в заседании, предложили хлебопёкам направить предложения по изменению законодательства. Союз уже разработал соответствующие поправки и намерен их продвигать с помощью полпреда Сергея Меняйло и сибирских депутатов Госдумы. Но на самом деле сложившаяся ситуация это ещё один пример, когда законодательной базы для перемен уже достаточно – проблема лишь в том, что она не работает, или работает выборочно. Новосибирский пример с ограниченным тендером для 25 больниц показал, что возможности для обеспечения качественных поставок хлеба в больницы есть. Не хватает лишь политической воли, чтобы возможность стала правилом.

 

Другие новости