Золотая арена в городском аэропорту
В распоряжении ЦДЖ оказались предварительные расчёты областного правительства по затратам на инфраструктуру для разных вариантов размещения ледовой арены. Самой дорогой площадкой для освоения выглядит территория аэропорта Северный.
Как же так получилось? Ведь собственник участка – холдинг СДС – изъявил готовность подарить городу и области 10 га для строительства стадиона к международному чемпионату мира по хоккею-2023. Идея так понравилась мэру Анатолию Локтю, что он убедил врио губернатора Андрея Травникова рассматривать площадку бывшего городского аэропорта, как приоритетную. Недалёко от центра, близко от метро, – нахваливал градоначальник. Травников согласился, что место перспективное, при условии, если продлить до аэропорта Ленинскую линию метрополитена. 25 декабря на последней в 2017 году сессии перспективу строительства ЛДС в Северном может обсудить горсовет.
Тем временем, в министерстве строительства Новосибирской области сделали предварительный сравнительный анализ расходов, необходимых для освоения той или иной обсуждаемой площадки под арену. На повестке сейчас пять территорий – городской аэропорт (частная земля), Сад Мичуринцев (федеральная земля), военный городок в Октябрьском районе (федеральная земля), Экспоцентр (земля города Обь) и левобережная пойма Оби (земля в областной и городской собственности). Для удобства, последнюю площадку будем называть «Метро «Спортивная»», как в правительственной презентации.
В сравнительном анализе участок в аэропорту единственный, стоимость предварительной подготовки земли которого оценивается в 0 рублей. Подготовить землю в военном городке стоит 10 млн, в Саду Мичуринцев 30, возле Экспоцентра 200, а возле «Спортивной» и вовсе 860. Однако технологическое присоединение к сетям в Северном, по прогнозу, самое дорогое – 650 млн. Точно также самым дорогим этот участок оценивается в плане развития улично-дорожной сети на прилегающей территории. Минимально затраты оценены в 4 млрд, максимально в 5,6 млрд. Минимально подразумевается строительство дороги от участка под застройку до пересечения Мочищенского шоссе и Жуковского с возведением многоуровневой развязки на перекрёстке. Максимально – то же плюс строительство дороги от ЛДС до Родников, включая эстакаду на железнодорожном переезде, а также реконструкцию улицы Аэропорт до Красного проспекта с частичным сносом сквера имени Чаплыгина.
Для развития общественного транспорта в привязке к бывшему аэропорту потребуется от 0 до 22,5 млрд рублей: ноль это если оставить транспорт в сегодняшнем состоянии, а 22,5 ярда если тянуть в Северный линию метро. Эта сумма включает строительство на Ленинской линии 2,5 км тоннелей и 2 станции (7,5 млрд) и развитие Дзержинской линии, необходимое, в связи с исчерпанием емкости метродепо «Ельцовское» и сохранения интервала движения поездов (15 млрд на новые тоннели, эстакаду, 2 станции, электродепо и подвижной состав).
Даже если отказаться от строительства метро, из пяти обсуждаемых территорий площадка в аэропорту, по предварительным расчётам, самая дорогая. Минимальные затраты на её освоение оценены министром в 4,65 млрд бюджетных рублей. Максимальные (с учётом метро) в 28,75 млрд рублей. И здесь ещё не учтены затраты на перенос аэродрома Национальной гвардии, занимающего более 30 га возле территории аэропорта. Пока этот вопрос не будет решён, ничего там построить в радиусе 5 км не получится, об этом командующий Сибирским округом войск Нацгвардии генерал-полковник Виктор Стригунов однозначно заявил 21 декабря в комментарии для «Интерфакса».
По словам командующего, есть несколько вариантов для переезда аэродрома. Но если посмотреть архивы, мы найдём такие же комментарии давностью в несколько лет. С тех пор, как в городе обсуждается идея продлить Красный проспект до Родников и прочие проекты, подразумевающие использование территории бывшего аэропорта, всё всегда упирается в эскадрилью Росгвардии. Когда вопрос может найти практическое решение совершенно неизвестно. Причём дело не только в стоимости переезда. Нацгвардия – военизированная структура, Сибирский округ подчиняется в Москве, и вряд ли согласование может быть получено без мнения столичных генералов, у которых может быть свой, непредсказуемый, взгляд.
Точно также сравнительный анализ в презентации минстроя не учитывает расходы непосредственно на строительство арены. По расчётам компании «Парк чемпионов», прорабатывавшей проект строительства арены вместе с жильём и деловым центром в левобережной пойме Оби, многофункциональная арена на 12000 зрителей обойдётся в 4,5 млрд. Эту сумму нужно плюсовать к бюджетным расходам на освоение площадки. То есть, в случае с аэропортом, вся стройка обойдётся от 9 до 33 млрд рублей. Без частных инвестиций.
В представленном сравнительном анализе самой доступной усреднённо выглядит площадка у Экспоцентра (от 2,3 до 2,9 млрд рублей). Площадка в Саду Мичуринцев при минимальных вложениях обойдётся в 1,78 млрд. Но если строить развязку на пересечении Никитина, Автогенной и Кошурникова и расширять Никитина на прилегающем участке до 6 полос, стоимость освоения уже превышает 5 млрд. При этом у площадки серьёзные ограничения – на участке запроектировано строительство тоннеля метро и он входит в охранную зону подземки. На земле в военном городке ограничений нет, стоимость освоения площадки оценивается в 3,11 млрд, но из мероприятий в транспортной части здесь почему-то запланирована только достройка тоннеля между станциями метро «Берёзовая роща» и «Золотая нива». Освоение площадки возле метро «Спортивная» оценивается в 3,2 - 4,06 млрд, включая, собственно, 1,2 млрд на строительство этой станции.
Расчёты далеки от идеальной проработки. Но первые цифры заставляют вспомнить пословицу про бесплатный сыр в мышеловке. Наверное, всё-таки не самую лёгкую землю СДС готов подарить региону. Напомним, что территория аэропорта это сотни гектаров, которые у собственника пока нет возможности освоить. Чтобы она появилась у девелопера, город и область должны раскошелиться на миллиарды.