Программа Травникова требует обновлений
Приоритеты правительства Новосибирской области смещаются от общих направлений к конкретным целям. Врио губернатора Андрей Травников хочет догонять лучшие регионы вместо того, чтобы дрейфовать в середняках.
Программных заявлений от нового главы региона ждали давно, с начала октября, когда Травников был назначен врио губернатора. Андрей Александрович невозмутимо держал паузу, активно погружаясь в дела региона. Приоритеты нового руководителя стали известны 11 декабря на расширенном заседании правительства, где планировалось подвести итоги года и поставить задачи на следующий. Травников обозначил контуры программы на предвыборный год: политической и деловой элите теперь есть с чем сверять собственные идеологические планы. «Для поступательного развития требуется реальная консолидация усилий органов власти, активных общественных групп, бизнеса. Это единственный способ обеспечить развитие региона, рост экономики и благополучия населения, – заявил Травников и пообещал скорые изменения. – Консолидация возможна вокруг программы перемен. Они обязательно будут в Новосибирской области».
В 2014 году вскоре после назначения врио губернатора Владимир Городецкий обозначил три приоритета областной власти – разработку и внедрение программы реиндустриализации региона, создание новосибирской агломерации и устойчивое развитие сельских территорий. Звучало внушительно, но с расшифровкой конкретных результатов по каждому из приоритетов постоянно были проблемы. Вскоре стало ясно, что эти приоритеты могут быть вечными в силу весьма относительной конкретики задач. В выступлении Травникова на заседании правительства сохранились отсылы и к программе реиндустриализации, и к агломерации, и, конечно, к развитию села. Но преемственность намечается ограниченная: не от общего к частному, а наоборот.
Например, при Городецком федеральная поддержка нескольких новосибирских инвестиционных проектов была следствием программы реиндустриализации, именно на ней, на необходимости её дальнейшего совершенствования был главный акцент. Травников же говорит – программа приносит первые результаты, нужно увеличивать количество проектов, получивших господдержку. Для руководителя-технократа программа это не цель, а средство. Очевидно, Андрей Александрович не намерен подвёрстывать все проекты под одну программу, он будет искать и другие способы привлекать господдержку в экономику региона.
Или вот ещё пример по агломерации. «Новосибирская агломерация сегодня является одной из крупнейших и быстроразвивающихся в стране, выступает как центр притяжения людей и генерации инноваций в Сибири», – говорит Травников, подчёркивая преемственность. Но его главный приоритет в этой части – развитие областной столицы. «Решая задачи по повышению качества жизни в регионе, особое внимание мы должны уделять Новосибирску. Он является не просто административным центром нашего региона, а столицей Сибири. Этот статус он получил заслуженно, благодаря динамичному росту и экономическому потенциалу», – считает врио губернатора. Звучит неожиданно, особенно на фоне недружественной позиции городского руководства.
Тем не менее, Травников не более чем называет вещи своими именами. Если вычесть Новосибирск, от новосибирской агломерации останется одно лишь название. Потенциал развития, в основном, сконцентрирован в мегаполисе. И Травников однозначно дал понять, что не доверит развитие областной столицы полностью одним лишь городским властям. В Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области до 2030 года областной столице уготовано особое внимание: ускоренное развитие Новосибирска должно стать основой для повышения благосостояния и качества жизни в других областных муниципалитетах.
Принципиально важная новелла – позиционирование относительно других регионов. До недавнего времени областные власти делали акцент на показателях, характеризующих положение Новосибирской области выше уровня, среднего по стране. На первом плане был индекс промышленного производства, действительно, превышающий среднероссийский. В переводе на обывательский язык власть транслировала: дела у нас идут лучше, чем у многих других, порадуемся стабильности. Законодательное собрание при этом критиковало областные госпрограммы развития за недостаточно высокие амбиции, приводя в пример регионы (в том числе, сибирские) с более впечатляющими показателями. Очевидно, Травникова тоже не устраивает стабильное положение в числе регионов-середняков. «Считаю, что, в первую очередь, мы должны ориентироваться не только на собственные достижения и результаты, но и на достижения регионов-лидеров», – заявил врио губернатора членам правительства. Эта фраза может показаться дежурной, для красного словца. Но если Травников говорил серьёзно, прицел на регионы-лидеры потребует существенного пересмотра ряда областных программ развития с постановкой более амбициозных задач.
Особо врио губернатора выделил приоритет обеспечения инновационного лидерства. Научным потенциалом, сопоставимым с новосибирским, могут похвастаться немногие регионы. Однако Новосибирская область отстаёт в части внедрения технологий, и Травников считает необходимым это исправить.
Главные приоритеты Травникова выстроены вокруг создания и преумножения человеческого капитала Новосибирской области. Врио губернатора ставит задачи по повышению привлекательности Новосибирской области для жизни сразу по нескольким направлениям. В части социальной политики планируется развивать инфраструктуру – строить детские сады, школы, поликлиники и специализированные медучреждения (включая достройку замороженного перинатального центра и нового онкодиспансера), спортивные объекты (в том числе, новую ледовую арену и региональный волейбольный центр). В сфере образования задача организовать непрерывную систему развития человека, готовить высококвалифицированные кадры. Кроме того, повышение качества жизни людей, по мнению Травникова, потребует увеличения инвестиций в ЖКХ, в дороги, в благоустройство, в экологию.
Реализация приоритетов, названных Травниковым, потребует много денег. В первую очередь, внебюджетных инвестиций. Врио губернатора ждёт от правительства новых усилий по созданию благоприятных условий для бизнеса и совершенствования работы с инвесторами. Не только в этом контексте, а в целом на основе сформированных приоритетов Травников отметил, что не все члены правительства смогут соответствовать поставленным задачам. Оценку результатам работы кабинета министров в русле поставленных задач врио губернатора пообещал дать через год. Хотя Травников и умолчал о намерении участвовать в выборах главы региона, постановка задач показывает, что это решённый вопрос.
Тем временем, работа по обновлению управленческой команды, начавшаяся с отставок вице-губернатора Александра Титкова и министра строительства Сергея Боярского, будет продолжена в текущем режиме. На этой неделе стало известно об увольнении Юрия Прощалыкина. Буквально на днях он сменил статус с вице-губернатора на вице-премьера. Но оказалось, что это лишь элемент административной реформы – все заместители губернатора, кроме первого, превращаются в зампредов правительства. Уход Прощалыкина показывает, что Травников не нуждается в посредничестве отставного генерала полиции: врио губернатора выстраивает прямые отношения с руководителями силовых ведомств.