Время вербовки министров
До сентября 2018 года Андрей Травников намерен решать кадровые вопросы с максимальной осторожностью. Но некоторые перемены необходимы в ближайшем будущем, иначе под вопросом окажутся и сентябрьские выборы.
Как и предсказывали эксперты ЦДЖ в начале октября, у костяка команды Владимира Городецкого изначально были хорошие шансы остаться в обойме нового руководителя региона. По крайней мере, до губернаторских выборов. Федеральные источники сообщают, будто в Москве идёт обсуждение, не совместить ли выборы Президента в марте 2018-го с досрочными выборами губернаторов. Зачем это нужно последним предельно ясно, а вот для чего идти на совмещение главе государства – большой вопрос. Вряд ли у десятка свеженазначенных врио губернаторов хватит ресурса, чтобы добиться возможности идти на выборы вместе с Путиным. Поэтому задачи у них остаются прежними: обеспечить электоральные успехи для Президента в марте, а затем уже претендовать на утверждение в статусе губернатора на выборах в сентябре.
Новосибирская область относится к ревущим политическим широтам, и Травникову не позавидуешь: задача обеспечить здесь тишь да гладь к президентским выборам выглядит как вызов для подвига Геракла. Везти сюда свою команду с Северо-Запада преждевременно, есть риск только перебаламутить ситуацию. Сохранять правительство Городецкого вариант лишь немногим лучше. Общественники уже недоумевают, в чём был смысл смены губернатора, если его заместители и министры остаются на своих постах, продолжая ту же политику. А управляемость по отраслям при этом становится хуже. Потому что номенклатура, в государственных и муниципальных учреждениях, равно как и бизнес, воспринимают сегодня членов правительства, как временщиков с неопределённым сроком полномочий. Какой смысл выполнять задания или подстраивать проекты под министра, который завтра может лишиться кресла?
При этом на врио губернатора ещё и давят со всех сторон, побуждая избавиться от того или иного члена правительства. Общественники шумят о саботаже со стороны министров. Вхожие политики и руководители подсовывают «компромат» на высокопоставленных чиновников. Заместители интригуют друг против друга. Настоящий гадючник, в котором очень трудно разобраться, от кого избавиться, кого оставить. Тем не менее, решения нужно будет принимать в ближайшее время.
Обычно новому руководителю дают 100 дней на то, чтоб осмотреться и, в том числе, определиться с кадрами. У Травникова такой роскоши нет. Через 100 дней после его назначения кампания по выборам Президента уже перейдёт в горячую фазу, и областное правительство должно будет работать чётко и слаженно, как механизм, гарантирующий социальную стабильность на территории. Соответственно, чтобы стабильно учить, лечить, строить, латать дороги, платить зарплаты и налоги, широкий круг контрагентов областной власти должен получить однозначные сигналы, какие руководители остаются, какие уходят.
Врио губернатора взвешивает риски по каждому направлению, какое решение принесёт больше плюсов или минусов. Но поскольку впереди две крупные предвыборные кампании подряд, особое внимание Травникова приковано к политическому и социальному блокам. В первом слабым звеном выглядит министр региональной политики Игорь Яковлев. За полтора года на этом посту Игорь Николаевич мало проявил себя в глазах основных аудиторий – депутатов, партий, общественных организаций – оставаясь в тени первого вице-губернатора Юрия Петухова. Проигрыш кандидата «Единой России» Александра Бойко на сентябрьских довыборах в Законодательное собрание может стать поводом для финала министерской карьеры Яковлева, курировавшего кампанию.
Но министерство региональной политики особой погоды не делает, в отличие от социального блока, включающего министерства: здравоохранения, образования, труда и социального развития. Три структуры, которые курирует вице-губернатор Александр Титков, являются крупнейшими получателями средств областного бюджета. И эти же министерства мобилизуют электорат. Самые эффективные избирательные технологии идут через школы, больницы, социальные учреждения (есть ещё воинские части, но их мы не учитываем, ибо региональному правительству они не подчиняются). Для главы региона, желающего контролировать предвыборные процессы, принципиально важно держать доверенных лиц на постах социальных министров. Потому что именно здесь сосредоточены главные ресурсы для манипулирования общественным мнениям – и здесь же самый высокий риск саботажа предвыборной работы.
На постах в социальном блоке Травникову нужны абсолютно лояльные люди, связанные с ним взаимными обязательствами. То есть, руководители, лично заинтересованные в успехе Андрея Александровича на выборах и ориентированные на продолжение работы с ним после сентября-2018. В то же время, это должны быть профессионалы, понимающие специфику областных систем образования, здравоохранения и соцзащиты. Так что вербовать сподвижников Травникову придётся из местных кадров.