«ВИМ-Авиа» напомнила Москве про «Сибмост»

Федеральные чиновники сомневаются в эффективности плана спасения компании «Сибмоста». Ответственность за провал грозит, в том числе, руководству новосибирской транспортной отрасли.

На этой неделе в Москве «Росавтодор» провёл совещание по поводу ситуации на строительстве Восточного обхода Новосибирска. Генеральным подрядчиком объекта является «Сибмост». Прошлым летом власти Новосибирской области уверяли, что первый этап трассы длиной 20 километров будет введён в эксплуатацию в октябре 2017 года. На тот момент уже было известно, что компания «Инфраструктура», выступавшая субподрядчиком, покинула стройку, не отработав аванс в 500 млн рублей. «Сибмост» постеснялся поднимать большой скандал, поскольку «Инфраструктура» появилась на стройке, не откуда ни возьмись, а через группу компаний «Сумма» Зиявудина Магомедова, дружественного премьер-министру Дмитрию Медведеву и вице-премьеру Аркадию Дворковичу. Стоимость первого этапа обхода 10,35 млрд рублей за 20 километров трассы, но разрыв на 0,5 млрд стал фатальным. Денег нет, сроки сорваны, перспективы сомнительны: «Росавтодор», финансирующий стройку, закрывать кассовый разрыв не хочет.

Самостоятельно же «Сибмост» вернуть деньги и тем более закрыть брешь своими средствами не в состоянии. С прошлого лета, когда губернатор Владимир Городецкий анонсировал запуск обхода в октябре 2017-го, между «быками» мостов, построенных компанией Альберта Кошкина, очень много воды утекло. Над «Сибмостом», краткосрочные долговые обязательства которого оцениваются почти в 10 млрд, нависла угроза банкротства. Одна из последних живых мостостроительных компаний страны уже могла бы прекратить существование. Но в феврале стало известно о плане спасения: компанию должны были выкупить структуры Сбербанка, АФК «Система» и Туфана Садыгова, контролирующего, среди прочего, компанию «Волгомост». Предполагалось, что последний, как профильный инвестор, будет контролировать оперативное управление. В конце февраля гендиректор «Волгомоста» Алим Примкулов сменил Альберта Кошкина на посту «Сибмоста». Но это было промежуточным решением – чуть позже президентом компании стал Сергей Титов, покинувший ради этого должность министра транспорта Новосибирской области.

Если посмотреть на расстановку кадров, то «Сибмост» в последние годы тесно породнился с областными госструктурами транспортного профиля. С одной стороны, это логично, поскольку компания была лидером дорожно-строительной отрасли. С другой, это даёт основание подозревать региональных чиновников в коллективном игноре тревожной динамики «Сибмоста».

Сделка по продаже акций компании была закрыта лишь в сентябре. Контроль над «Сибмостом» получило «Объединённое мостостроительное предприятие», в котором участвуют структуры Сбербанка и «Системы», но основной пакет у «Звенигородской ДСК», нити которого тянутся к Садыгову. К тому моменту «Сибмост» вышел из конкурсной борьбы за концессию на строительство и эксплуатацию «Центрального моста». Кассационная инстанция подтвердила необоснованность притязаний компании на компенсацию убытков в 2,5 млрд рублей, якобы полученных при строительстве Бугринского моста. На этом фоне авиакомпания «ВИМ-Авиа» прекратила полёты. Какая тут взаимосвязь? Для федеральных чиновников – самая непосредственная.

27 сентября Президент Владимир Путин устроил разнос министру транспорта Максиму Соколову и вице-премьеру Аркадию Дворковичу, курирующему транспортную отрасль, за то, что правительство проморгало предбанкротную ситуацию «ВИМ-Авиа», и в итоге тысячи пассажиров не смогли вовремя вернуться на родину. Для Соколова это обернулось указом о неполном служебном соответствии министра. Правительство лихорадит слухами о перестановках, связанных с кампанией по выборам Президента. Чтобы скандал вокруг главы Минтранса не получил неожиданного развития, чиновники начали спешно «прозванивать» все проблемные направления. Тут и всплыл «Сибмост».

План спасения, подразумевавший смену собственников, вызывает всё больше вопросов. «Волгомост» уже увяз в банкротстве, и часть кредиторов добивается начала конкурсного производства, то есть, распродажи компании, совокупный долг которой оценивается в 20 млрд рублей. У «Системы» системный конфликт с «Роснефтью», который может привести если не к разорению, то к существенному уменьшению активов Владимира Евтушенкова. Сбербанк же в одно юрлицо спасать «Сибмост» не подписывался. Ситуация выглядит так, что мостостроительная компания может обанкротиться в любой день. Поскольку речь идёт о довольно крупном работодателе и налогоплательщике, будут негативные информационные и социальные последствия, заметные, в том числе, на федеральном уровне.

Беспокойство федеральных и окружных чиновников уже трансформировалось в вопрос «Куда смотрели?», адресованный вниз по вертикали власти. По сведениям ЦДЖ, начальнику Территориального управления автодорог Валерию Зарубину уже пришлось объясняться с представителями правоохранительных органов по поводу ситуации с путепроводом в Коченёвском районе, который «Сибмост» должен был сдать два года назад, но не сдал до сих пор. После этих претензий ТУАД срочно выставил компании штрафные санкции на 150 млн. Штрафы по Восточному обходу «тикают» со скоростью 2,7 млн рублей в сутки.

Зарубин и Анатолий Костылевский, унаследовавший от Титова пост главы областного Минтранса, входят в число лоялистов «Сибмос¬та». К примеру, получив кресло министра нынешней весной, Костылевский создал в своей структуре пост начальника управления финансов специально под Светлану Кондратьеву, которую Титов делегировал в министерство из компании. Но «группа поддержки» «Сибмос-та» в региональной власти держалась благодаря позиции Владимира Городецкого, связанного давними отношениями с Кошкиным. После смены губернатора компания может утратить особое расположение местной власти. Впрочем, на фоне экономической ситуации в «Сибмосте» это сейчас не самый страшный риск.

Другие новости