Центральный мост на тонком льду

Судьба концессии на строительство Центрального моста вновь под вопросом, и вновь зависит от областных властей. Если бюджет не потратится на подготовительную работу, федерального гранта на 26 млрд, скорее всего, не будет.

Противников Центрального моста воодушевила информация областного вице-премьера и министра финансов Виталия Голубенко о том, что в федеральном бюджете-2018 средства для новосибирской стройки не предусмотрены. «Платон» собрал с дальнобойщиков слишком мало, пока хватит только на начало строительства обхода вокруг Хабаровска, где власти уже выполнили все подготовительные работы и заключили концессионное соглашение. Новосибирская область в организационной части отстаёт. Победитель инвестиционного конкурса определён – это «Сибирская концессионная компания», принадлежащая Группе «ВИС» и Газпромбанку. Но работа над текстом концессионного соглашения ещё в разгаре. А подготовительные мероприятия вообще под вопросом, потому что депутаты Законодательного собрания сомневаются, нужно ли выделять на них деньги до того, как настанет полная и окончательная ясность по перспективам получения федерального гранта.

Между тем, ситуация выглядит так, что одно без другого вряд ли возможно. Правительство внесло в проект областного бюджета на следующий год 2 млрд рублей на Центральный мост. Некоторые депутаты считают, что без подтверждения планов федерального правительства по финансированию моста тратить деньги региона на подготовку площадки нецелесообразно. Спикер Андрей Шимкив предложил зарезервировать средства до выделения федерального гранта. Но, как показал опыт Хабаровска, Москва готова финансировать только те инфраструктурные проекты ГЧП, в которых уже есть полная ясность в отношениях с концессионером. А в новосибирском случае для подписания контракта с «Сибирской концессионной компанией» пока нет полного объёма оснований.

Подготовкой к реализации проекта до недавнего времени занималось акционерное общество «Центральный мост», созданное в 2013 году на паритетных началах областным правительством и мэрией Новосибирска. В 2016 году регион стал практически единоличным владельцем АО: мэрия вышла из капитала. «Центральный мост» во главе с Евгением Кожевниковым, организовывал конкурс на проектирование моста, взаимодействовал и судился с институтом «Стройпроект», готовился выкупать и расселять участки в створе будущей стройки. Но в июне нынешнего года экс-губернатор Владимир Городецкий создал государственное казённое учреждение «Мост» для обеспечения подготовки территории под строительство Центрального моста, а также, контролем за строительством и эксплуатацией перехода. В августе руководителем ГКУ был назначен Валерий Жарков, работавший заместителем Городецкого в мэрии и не ужившийся с Анатолием Локтем.

Чтобы взять под контроль подготовку к строительству, Жаркову необходим главный актив АО «Центральный мост» – проектно-сметная документация. В 2014 году «Стройпроект» выиграл конкурс на проектирование с предложением в 532 млн рублей. Но по ходу развития событий смета несколько раз вырастала. Частично «Центральный мост» добровольно признавал подорожание, частично стороны спорили в судах. К текущему моменту полная стоимость ПСД приближается к 700 млн рублей. И просто так, без оплаты, передать её Жаркову Кожевников не может. Это чревато серьёзными рисками, в том числе, уголовными. А в бюджете-2017 денег на урегулирование ситуации с ПСД нет. Как нет их и на оформление земельного участка под строительство.

Источники ЦДЖ утверждают, что без решения вопросов с ПСД и землёй концессионное соглашение не может быть подписано, несмотря на горячее желание Группы «ВИС» забуриться поглубже в новосибирские концессии. Чиновники транспортного блока по главе с главой Минтранса Анатолием Костылевским рассчитывают решить проблему за счёт 2 млрд, запланированных на Центральный мост в бюджете-2018. А депутаты пока против. Помимо резервирования средств, в заксобрании звучат идеи перераспределить эти деньги на другие областные программы. Но и чиновники не спешат убеждать народных избранников в необходимости сделать первый шаг в финансировании проекта, вместо того, чтобы ожидать первых денег из Москвы. Врио губернатора Андрей Травников 19 октября фактически заочно поспорил со своим подчинённым Голубенко, отметив, что раз в федеральном бюджете нет строчки именно на Центральный мост, это ещё не означает, что финансирования не будет. «У нас есть подтверждение от Министерства транспорта, что после окончательного формирования этого проекта, подписания концессионного соглашения, будет приниматься решение о поэтапном финансировании в 2018 году», – заявил Травников журналистам. Если врио заинтересован в Центральном мосте также как и его предшественник, предстоит плотно поработать на эту тему с депутатами.

Другие новости