Исполком МАСС хочет стать регулятором развития Сибири
Ассоциация «Сибирское соглашение» может получить полномочия межрегионального проектного офиса и стать администратором программы развития Сибири как макрорегиона. Предложения главы исполкома МАСС Андрея Жукова, обсуждают на федеральном уровне.
В сентябре 2016 года, вскоре после своего назначения полпред президента в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло анонсировал скорые реформы в межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение». «В соответствии с постановлением правительства РФ, сегодня у каждого региона есть своя стратегия развития, но в большинстве своём стратегии не рабочие, к сожалению. Они не превратились в «дорожные карты» в плане действий. Поэтому наша задача – превратить их в действительно рабочие документы», – комментировал полпред свои планы. В качестве первого решения он предложил реорганизовать исполком МАСС, создав впоследствии на его основе Агентство развития Сибири, призванное объединить потенциал экспертного и научного сообществ, региональных проектных офисов и инвесторов.
К концу года исполком МАСС возглавил Андрей Жуков, ранее работавший советником главы Федерального дорожного агентства и заместителем министра РФ по развитию Крыма. А в январе Президент подписал указ «Об основах государственной политики регионального развития РФ на период до 2025 года». Указ наметил путь для развития макрорегионов – субъектов, объединённых общими государственными программами. По умолчанию макрорегионы совпадают с границами федеральных округов, но это не догма: области и края могут гибко объединяться для решения социально-политических и демографических задач. До выхода указа для каждого губернатора приоритетом была собственная, региональная программа развития. Теперь же важней должны стать межрегиональные проекты, способные дать синергетический эффект для всех участников.
Вопрос макрорегионального развития для СФО стоит острей, чем для других округов. Сегодня, при доле населения округа в общей численности населения России 13,1%, доля безработных сибиряков в общей численности безработных по стране составляет более 17%. По денежным расходам на душу населения СФО занимает лишь 7 место из 8. Задолженность работодателей округа по зарплате составляет 779,8 млн. рублей. Это 2 место среди всех округов и без малого четверть всей задолженности по России. Если в целом по стране количество зарегистрированных преступлений на 100 тысяч человек составляет 702, то по Сибирскому федеральному округу – 930. В округе смертность превышает рождаемость, а естественный прирост наблюдается преимущественно в национальных республиках. Наибольшая естественная убыль – в наиболее экономически развитых регионах СФО. В целом, Сибирский федеральный округ можно назвать макрорегионом с высоким уровнем бедности населения.
Без изменений в системе экономического планирования макрорегиона есть риск, что Сибирь так и останется на последних местах по большинству показателей, и в первую очередь, по уровню жизни сибиряков. Главы регионов оказываются перед серьёзным вызовом. Построение единой макрорегиональной экономики требует скоординированных и слаженных действий, возможно, иногда, вопреки собственным амбициям. Готовы ли к этому сибирские губернаторы, даже с учётом того, что у них есть такой инструмент как «Сибирское соглашение»? Исполком МАСС, деятельность и структура которого серьёзно реформируются как раз под проектную деятельность, судя по всему готов.
18 сентября в Аналитическом центре при правительстве РФ состоялся круглый стол «Межрегиональное сотрудничество как инструмент реализации стратегических приоритетов». Федеральные и региональные чиновники вместе с экспертами обсуждали тенденции, особенности и риски в сфере межрегионального сотрудничества. Одним из ключевых докладчиков выступил Жуков, рассказавший про опыт и перспективы экономического взаимодействия МАСС, как платформы межрегионального сотрудничества. ЦДЖ удалось ознакомиться с тезисами доклада.
«Сибирское соглашение» одно из старейших межрегиональных объединений России. В нынешнем году ассоциации исполнится 27 лет. «Всё это время регионы, входившие в ассоциацию, стремились создать системные механизмы взаимодействия в вопросах социально-экономического развития. Эта работа проводилась через подготовку и реализацию федеральных программ и стратегий», – говорится в докладе Жукова. В 1996-1998 годах разрабатывалась федеральная целевая программа «Сибирь», в 2002 году правительство РФ утвердило «Стратегию социально-экономического развития Сибири 2000-2010 гг.», а в 2010 году была утверждена аналогичная Стратегия на срок до 2020 года. В 2014 году вступил в силу закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации», устанавливающий единую систему планирования для всех уровней власти. «Вместе с тем, закон, предусматривая возможность разработки стратегии на макроэкономическом уровне, не определил состава документов, обеспечивающих реализацию такой стратегии», – отмечено в докладе. Чтобы заполнить этот пробел, Жуков предлагает проработать вопрос о включении ассоциаций экономического взаимодействия регионов в состав участников стратегического планирования
Январский указ Владимира Путина должен был дать импульс для развития всех макрорегионов России, но пока этого не происходит. «Сегодня федеральные регуляторы обеспечивают комплексное инвестиционное развитие лишь в отдельных макрорегионах. Так, созданы министерства РФ по делам Северного Кавказа и развитию Дальнего Востока. Координация инвестпрограмм регионов и большого бизнеса с темпами развития инфраструктуры всех типов производится с помощью таких инструментов как «Корпорация развития Северного Кавказа», «Курорты Северного Кавказа», «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта», а также «Фонд развития Дальнего Востока», – утверждает Жуков в докладе. Результатом усилий этих институтов стал рост инвестиций в СКФО и ДФО.
«В Сибири же, в отсутствие подобных федеральных регуляторов, существует выраженная проблема дефицита механизмов, которые могли бы повысить инвестиционную привлекательность макрорегиона в целом, – констатирует Жуков и предлагает решение. – Задействовать такие механизмы возможно, включив МАСС в систему регионального стратегического планирования именно в качестве регулятора межрегионального развития, по аналогии с федеральными регуляторами. Это не требует дополнительных финансовых затрат и сложных организационных решений. Наработанный за десятилетия опыт МАСС вполне позволит ассоциации выступить в новом качестве, с большой пользой для всех участников макрорегиона «Сибирь».
Вместе с задачей утвердить программы развития макрорегионов январский указ Президента требует определить администраторов этих программ, обеспечивающих координацию и контроль. Жуков предлагает закрепить роль администраторов за ассоциациями экономического развития, такими, как МАСС. «Механизм межрегионального взаимодействия в проектной деятельности отсутствует. А ведь, как следует из названного ранее Указа Президента о региональной политике, потребность в таком механизме есть. Предлагаю наделить ассоциации экономического взаимодействия полномочиями проектных офисов», — говорится в докладе.
На основе предложений, прозвучавших в рамках круглого стола, Аналитический центр при правительстве РФ готовит предложения для Минэкономразвития. Необходимость усиления макрорегионального развития в Сибири обсуждалась на недавнем Восточном экономическом форуме, в работе которого участвовал Владимир Путин. Поэтому есть основания считать, что вопрос о статусе Сибири, как макрорегиона, может выйти на самый высокий уровень в Москве и предложения Жукова получат путёвку в жизнь.