Прокуратура не нашла настоящего конфликта интересов у Сергея Бондаренко
По жалобе на признаки конфликта интересов о директора МУП Похоронный дом «ИМИ» депутата Сергея Бондаренко прокурор города внёс представление мэру. Но речь идёт о нарушениях запретов для руководителей муниципальных предприятий: в чистом виде конфликт интересов прокуратура не установила.
В октябре 2016 года депутат пермской городской Думы Александр Филиппов уволился с поста директора МУП «Пермгорэлектротранспорт» из-за конфликта интересов. «В соответствии с законом проблем нет, однако, по сути, действительно, руководитель МУПа фактически чиновник. И, например, когда необходимо решать вопросы по финансированию, руководитель-депутат явно проще договорится со своими коллегами. Есть и другая сторона медали – как депутат я достаточно серьёзно «связан по рукам» фактом нахождения в чиновничьей вертикали. Считаю, что это также не позволяет на сто процентов выполнять обязательства перед своими избирателями. Сейчас люди мне вновь доверили представлять их интересы в городском парламенте и, очевидно, необходимо сделать выбор», – объяснился Филиппов в фейсбуке. Слова трогают за душу. Но ничего не мешало Филиппову совмещать работу в МУП с депутатской деятельностью в предыдущие два года. При этом известно, что прошлым летом оперативники полиции и ФСБ обыскивали жильё и рабочий кабинет депутата в рамках уголовного дела по статье «Незаконная банковская деятельность» – искали документы, свидетельствующие об участии «Пермгорэлектротранса» в схемах по обналичке. Возможно, Филиппов оставил муниципальный пост лишь потому, что стало слишком припекать.
В конце 2015 года в федеральном законодательстве появились новые ограничения, связанные с конфликтом интересов у государственных и муниципальных служащих, а также депутатов. Но фактически регулирование этой деликатной сферы сегодня на откупе у органов власти на местах. Новые требования предписывают, что депутат, в профессиональной деятельности которого намечается конфликт интересов, должен уведомить об этом комиссию по этике. В новосибирском горсовете такую комиссию возглавляет спикер Дмитрий Асанцев. Комиссия уполномочена разобраться в ситуации с тем, чтобы либо исключить из ситуации конфликт интересов, либо исключить из неё депутата – вплоть до досрочного лишения полномочий.
На бумаге выглядит грозно. А по факту в комиссию Асанцева до сих пор не поступило ни одного уведомления о конфликте интересов. Работать комиссии формально не с чем, хотя общественники трубят о вопиющих конфликтах интересов у некоторых народных избранников.
Претензии к Бондаренко связаны с ползучей приватизацией МУП «Похоронный дом ИМИ», в результате которой собственность муниципального предприятия была передана в ОАО «Мемориальная служба ИМИ», а доля мэрии в капитале общества была размыта до 23%. Бондаренко является директором МУП и председателем совета директоров ОАО. Две организации используют один адрес и общий сайт в интернете, выставляют клиентам двойные счета, причём на долю муниципалитета приходится заведомо меньше дохода. А будучи депутатом и председателем комиссии по муниципальной собственности горсовета, Сергей Валентинович непосредственно участвует в решении вопросов, регулирующих похоронный бизнес.
Бондаренко критиковали и в СМИ, и в стенах горсовета, но до сих пор без толку. Руководитель Фонда защиты прав потребителей Евгений Митрофанов в конце прошлого года обратился в прокуратуру Новосибирской области с просьбой проверить директора МУП «Похоронный дом ИМИ» на предмет конфликта интересов. 11 января прокурор Новосибирска Дмитрий Ференц отписал общественнику: «В прокуратуре города рассмотрены Ваши обращения, поступившие в прокуратуру города из прокуратуры области о наличии конфликта интересов у директора МУП «Похоронный дом ИМИ» и нарушений им требований Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ». Прокурор отметил, что руководитель МУП не входит в перечень лиц, на которых законом возложена обязанность уведомлять о конфликте интересов. «Вместе с тем сообщаю, что Ваши доводы о нарушении директором МУП «Похоронный дом ИМИ» запретов, установленных ч.2 ст. 21 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях» нашли своё подтверждение. По результатам проверки 11.01.2017 мэру г. Новосибирска мною внесено представление, о результатах которого Вы вправе узнать в прокуратуре г. Новосибирска или в мэрии г. Новосибирска», – говорится в ответе Ференца.
В соцсетях поднялся неоправданный энтузиазм: мол, наконец-то прокуратура прижучила кого-то из депутатов за конфликт интересов! Но речь идёт совсем о другом. Будь тут претензии относительно депутатского конфликта интересов, прокурор вносил бы представление Асанцеву. Часть 2 статьи 21 закона, на который ссылается Ференц, гласит: «Руководитель унитарного предприятия не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя, а также принимать участие в забастовках». Одноимённые МУП и ОАО ИМИ прокуратуру не смутили. Проверкой установлено, что Бондаренко занимал директорский пост в муниципальном предприятии, одновременно являясь учредителем благотворительного фонда «Белый тополь». Прокурор потребовал уволить Сергея Валентиновича из МУП, но Бондаренко надеется решить проблему выходом из фонда. Пресс-секретарь мэра Артём Роговский заявил, что ситуация будет «детально разобрана» совместно с горсоветом. Пока ничего не меняется: оставаясь депутатом, Бондаренко будет контролировать два ритуальных предприятия – муниципальное и частное.
Конфликт интересов у депутатов с трудом регулируется даже на федеральном уровне, хотя в Госдуме парламентариям запрещено совмещать свою работу с коммерческой деятельностью. Премьер-министр Дмитрий Медведев призывал уделить особое внимание противодействию конфликтам профессионального и личного при распределении постов в думских комитетах нового созыва. Пока вопрос передан на контроль руководящим органам партий, представленных в парламенте. Такой же механизм может перейти на областные и городские уровни, но нет оснований считать его эффективным. Очевидно, что на местах партийные организации будут закрывать глаза на конфликты интересов в работе депутатов-спонсоров. Причём в этих вопросах можно ожидать межпартийной солидарности. При рассмотрении вопроса о применении карательных мер к депутату, уличённому в конфликте интересов, почти каждый его коллега внутренне будет примерять эту ситуацию на себя. А в нынешних созывах заксобрания и горсовета подавляющее большинство избранников дают поводы для подозрений в личной заинтересованности.
Пока федеральные власти не дают однозначный регламент, как искоренять конфликты интересов. Рано или поздно решение будет спущено сверху. Скорее всего, ключевым игроком на поле борьбы с уличёнными депутатами всё-таки станет прокуратура. В некоторых регионах прокуроры уже зарабатывают очки на противодействии конфликтам интересов, но пока не сформирована практика лишения депутатов полномочий, системного результата не будет.