Пешеходная зона на Ленина тянет на проект года

Анатолий Локоть мастерски вбросил проект пешеходности улицы Ленина: сторонники и противники спорят так жарко, что вот-вот растают неубранные сугробы. Несмотря на препятствия, мэр может воплотить идею хоть завтра, потому что сейчас за ней – увы! – практически нет экономики.

Осенью 2016-го, после того, как Локоть пошёл на вторую половину срока, общественность взялась спрашивать с градоначальника за несоответствие достижений ранее поставленным целям. Два с половиной года в главном кресле мэрии научили Анатолия Евгеньевича, что жизнь всегда жёстче, даже когда речь идёт о самых простых, контролируемых проектах. Кто бы мог подумать год назад, что вопрос переезда театра Афанасьева в муниципальный кинотеатр «Пионер» будет до сих пор оставаться подвешенным?.. Примеров несоответствия слов делам немало. К чести Локтя, он пытается корректировать повестку на будущее. На расширенном аппаратном совещании мэрии 23 января, где городская власть обсуждала задачи на 2017-й, самым резонансным стало указание мэра проработать вопрос о создании пешеходной зоны на улице Ленина.

Речь идёт о пока неопределённой части – либо до пересечения с Урицкого, либо до театра «Красный факел» (то есть, до Революции или Димитрова). Не на всё время, а лишь на летние выходные. То есть, решение может быть весьма компромиссным. Тем не менее, активная общественность поделилась на два лагеря и ожесточённо спорит на страницах СМИ и в соцсетях. Вслед за муниципальным порталом многие сайты запустили соответствующие интернет-опросы. Пока результаты противоречивы.

Частичная пешеходность части улицы Ленина обсуждается с далёких 90-х. Но не будем погружаться глубоко в пыль истории. Лишь немного отмотаем назад, ко времени, когда гостиницу «Центральная» выкупила семья Ракшиных. Алтайские бизнесмены хотели возвести на месте старой пятиэтажки на перекрёстке Ленина и Советской 26-этажный отель с подземной парковкой, аквапарком и зимним садом. В качестве бонуса Ракшины обещали обустроить пешеходный участок Ленина от площади до Советской. Кроме того, предприниматели собирались оплатить строительство трёхэтажного подземного паркинга под площадью Ленина. Первый этаж – общественные помещения и переходы, два этажа – 1000 машиномест. Бывший главный архитектор Новосибирска Владимир Фефелов считал, что это решит проблемы с парковкой в центре города.

Строить паркинг предполагалось передовыми технологиями, без перекрытия движения по площади. Проект зарубили некоторые архитекторы и общественники, заявившие, что «небоскрёб» нарушит архитектурное пространство центра города. Характерно, что противники проекта показывали прессе эскизы со зданием чёрного цвета: оно и, правда, выглядело дико, но рисунок не соответствовал действительности. В официальном проекте здание было стеклянным, почти прозрачным. Тем не менее, городская и областная власти не посчитали нужным поддержать Ракшиных. Им предложили переделать проект. В итоге «Центральная» продолжает позорить своим видом центр. И уже мало кто помнит, что во многом такой исход – заслуга архитектора Владимира Пискуса, достойного вхождением в историю Новосибирска в роли могильщика одного из крупнейших инфраструктурных проектов, который мог бы достаться городу в подарок от инвестора.

В конце 2016 года Госдума приняла в первом чтении закон «Об организации дорожного движения». Вступив в силу, документ развяжет местным властям руки в части ограничения въезда на разные территории. В том числе, даст возможность брать плату за въезд и проезд по участкам городских улиц. Страшно представить, какой вой поднялся бы в Новосибирске, заикнись сейчас кто-то из чиновников о подобной перспективе. А вот идея закрыть движение по одной из центральных улиц – дело другое. Во-первых, её поддерживает немало горожан, испытывающих дефицит пешеходного пространства. Во-вторых, воплощение обойдётся в считанные копейки. Это не набережную обустраивать. Достаточно потратиться на несколько знаков «кирпич». При этом мэр получит повод для грандиозного праздника, которые он так любит. Открытие первой в современной истории Новосибирска пешеходной улицы – событие незаурядное.

Идея настолько привлекательна и доступна в воплощении, что контраргументы могут остаться незамеченными. Например, непонятно, как решать проблему подъезда для жителей дворов на Ленина, в которые можно зарулить только с улицы. Нет ясности, как будет обустроено движение на перекрёстках с Советской, Урицкого, Революции: если перекрывать, то важные транспортные артерии будут перекрыты без альтернатив, а если оставить движение, то пешеходное пространство получится рассечённым. То, что каждое перекрытие на Ленина приводит к коллапсу в масштабе всего центра, активисты-урбанисты даже не хотят считать за аргумент.

Проект Локтя приносит политические дивиденды уже сейчас. Не просто злободневные, а откровенно злобные темы плохой чистки улиц, тротуаров и дворов от снега, равно как и 15-процентный рост тарифов ЖКХ разом ушли на второй план: партии «пешеходов» и «автомобилистов» бьются между собой, забыв про городскую власть, которую они в унисон кляли ещё неделю назад.

Но решённым вопрос считать нельзя. Последовательным противником пешеходности улицы Ленина выступала ГИБДД, а без согласования инспекции проект невозможен. Кроме того, могут сыграть роль владельцы зданий и помещений на Ленина, озабоченные ограничениями на подъезд. Например, перекрытия улицы плохо влияют на доход «Универсама», совладельцем которого является авторитетный бизнесмен Николай Стафиевский. Практика показывает, что мнение масс Локоть может игнорировать, но избегает портить отношения с конкретными людьми.

Другие новости