Праймериз требуют смекалки
10 апреля «Единая Россия» прекращает приём заявок на участие в праймериз перед парламентскими выборами. Предварительное голосование во всех округах и по областному списку будет конкурентным, лишь бы организаторам удалось завлечь избирателей.
Единороссы так славно пиарили обязательность участия в публичных дебатах перед выборами, что ожидания превзошли реальность. Как выяснилось, некоторые оппозиционные политики искренне считали, что смогут лицом к лицу обменяться мнениями с кандидатами от главной правящей партии уже на стадии праймериз. Но этого, конечно же, не будет. Первые дебаты, состоявшиеся 2 апреля, стали довольно странной интерпретацией знакомого жанра. Во-первых, участниками раунда стали единороссы, не конкурирующие друг с другом напрямую. Во-вторых, дебатёры сидели за одним столом в ряд, вместо того, чтобы спорить друг с другом глаза в глаза. В-третьих, не было и спора. Однопартийцы дополняли друг друга, рассуждая, как ловчей бороться с коррупцией. Вместо революционных идей звучали взаимные комплименты.
Партия пытается представить дебютные дебаты как прорыв, но очевидцы жалуются на нестерпимую скуку и недоумение, особенно болезненно переживаемые в выходной. Единороссам нужно срочно корректировать формат и превращать дебаты в шоу. Иначе мало шансов использовать этот механизм для привлечения избирателей к праймериз.
А смысл ведь именно в этом. 22 мая откроются избирательные участки по всей области. Праймериз состоятся при любой погоде и любом количестве участников. Но политический успех мероприятия будет оцениваться по головам. 24 мая 2015 года ради «Народного голосования» в Новосибирской области на участки пришло более 243 тысяч человек. Для экспериментальных праймериз по открытой модели это был очень успешный результат.
Сможет ли ЕР повторить его в нынешнем году? С одной стороны, формат праймериз уже знаком населению: не нужно будет тратить столько времени и ресурсов на объяснения, что к чему. С другой стороны, в «Народном голосовании» участвовало 1035 кандидатов. Не у всех, но у многих уже во время праймериз работали полноценные штабы. Избирателей завлекали на участки полным арсеналом рекламно-агитационных мероприятий, вплоть до откровенного подкупа. А сейчас в праймериз будут участвовать от силы три десятка выдвиженцев, часть которых надеется на места в списке и рассчитывает, что за них всю агитационную работу сделают партийные технологи.
Бытует мнение, что результаты праймериз и по четырём новосибирским округам, и по региональному списку, уже предопределены. Даже если так, не стоит недооценивать потенциал несогласных с таким жребием. В принципе, повышение явки увеличивает вероятность сюрпризов, которых, возможно, организаторам праймериз хотелось бы избежать. Но если смотреть на предварительное голосование, как на масштабный разогрев перед основной кампанией, полезней было бы использовать агитационные возможности по максимуму. Поскольку в этот период строгости предвыборного законодательства можно безнаказанно обходить, на участках можно хоть подарки раздавать, хоть водку разливать. Вопрос в уровне полёта фантазии, административных возможностях и размере бюджета.
Количество избирателей, пришедших на праймериз, особо важно из-за конкуренции с другими партиями, которые обязательно используют низкую явку как иллюстрацию слабости позиций ЕР. Кстати, о дебатах: нынешней весной парламент решил, что полемика между зарегистрированными кандидатами и партиями в прямом телеэфире должна таки носить обязательный характер. Но нарушитель, пропускающий дебаты, карается всего лишь перераспределением времени в пользу соперников. Так себе обязаловка. Вот если бы за отказ от дебатов наказывали аннулированием регистрации, было б куда интересней.