Округ за 300 миллионов

Новая нарезка округов по выборам в Госдуму ещё не утверждена парламентом, но вряд ли стоит ждать её особых изменений. В Новосибирской области избирательная кампания будет очень сложной и дорогой для всех участников.

В политических штабах всерьёз говорят о намерении взять после 13 сентября передышку. Отдохнуть, осмотреться, прикинуть ресурсы, а потом уже решать, как и с кем участвовать в парламентской кампании. Это значит, что большинство системных игроков не готово к выборам в Госдуму. Во всяком случае, в части мажоритарных округов.

Летом ходили слухи о том, что новая карта округов будет существенно отличаться от образца 2003 года, когда Думу последний раз выбирали по смешанной системе. Говорили о поползновениях к тому, чтобы в обязательном порядке замешать на каждом округе территории столиц субъектов с сельскими районами. Было непонятно, как это скажется на Новосибирской области, где столица близка к восточной границе, а большинство из 30 районов тянутся к западу. Ранее на Новосибирск приходились два округа – Заельцовский и Заводской; ещё два – Искитимский и Барабинский – охватывали западные территории региона.

Теперь новая схема, составленная Центризбиркомом, опубликована. Если взять карту и закрасить на ней разными цветами новые округа, регион будет выглядеть довольно причудливо. Теперь все четыре округа берут начало в Новосибирске и тянутся жирными змеями в разные стороны, через встречающиеся на пути районы и города.

Вот как это выглядит.

Новосибирский округ: город Новосибирск (Железнодорожный, Заельцовский, Калининский районы); город Обь; в Новосибирском районе – Криводановский, Кубовинский, Кудряшовский, Мочищенский, Станционный сельсоветы; Северный, Татарский, Убинский, Усть-Таркский, Чановский, Чистоозерный, Венгеровский, Колыванский, Куйбышевский, Кыштовский районы.

 Центральный округ: город Новосибирск (Дзержинский, Октябрьский, Центральный районы); наукоград Кольцово; в Новосибирском районе – Барышевский, Березовский, Каменский, Новолуговской, Плотниковский, Раздольненский сельсоветы; Болотнинский, Маслянинский, Мошковский, Тогучинский, Черепановский районы.

Искитимский округ: город Новосибирск (Первомайский, Советский районы); города Бердск и Искитим; в Новосибирском районе – рабочий посёлок Краснообск, Боровской, Мичуринский, Морской сельсоветы; Баганский, Искитимский, Карасукский, Кочковский, Краснозерский, Ордынский, Сузунский районы.

Барабинский округ: город Новосибирск (Кировский, Ленинский районы); в Новосибирском районе – Верх-Тулинский, Толмачевский, Ярковский сельсоветы; Чулымский, Барабинский, Доволенский, Здвинский, Каргатский, Коченевский, Купинский районы.

Территориальное деление местами настолько нелепо и умозрительно, что даже Центральный округ Новосибирска оказался разделен между двумя избирательными округами: Центральный район попал, соответственно, в Центральный округ, а Железнодорожный и Заельцовский – в Новосибирский округ. Формально все округа примерно одинаковы по численности – чуть более 500 тысяч избирателей на каждом.

Политологи теперь разучивают термин «джерримендеринг» – определение из США, где границы электоральных округов пересматриваются каждые 10 лет, и партия, обладающая большинством на тот момент, может легально кроить карты под свои интересы. Нынешняя российская нарезка также предлагается сроком на десятилетку. То есть, на два цикла выборов в Думу.

Кто будет в плюсе от российского джерримендеринга? «Реально выигрывают от новой нарезки кандидаты с деньгами и/или кандидаты от парламентских партий, имеющих работающую партийную машину», – считает один из ведущих российских экспертов в сфере политического PR Евгений Минченко. В Новосибирских реалиях потенциал партийных машин пока выглядит сомнительно. Региональные организации парламентских сил долго раскачиваются, да и в активной фазе кампании допускают провалы, что показывают, в том числе, и текущие выборы в заксобрание и горсовет. Далеко не в каждом районе и городе области у крупных партий есть способные к активной работе филиалы. А от полевой структуры, её слаженности и профессионализма в будущей кампании будет зависеть очень многое.

Если же говорить про деньги, то оптимисты считают, что серьёзную кампанию по округу можно будет уложить в 200 млн. рублей. В 2003-м округ, в среднем, оценивался в 5 млн. долларов. Можно было бы сделать поправку на антикризисную оптимизацию, и даже импортозамещение. Однако новая нарезка округов не предвещает никаких возможностей для экономии. Надо планировать 300 млн. рублей, и ещё подготовиться к непредвиденным расходам.

Повторимся, что схема нарезки округов ещё должна пройти утверждение в Думе во время осенней сессии. Но пока незаметно, чтобы какая-то из партий яростно выступала против предложений Центризбиркома. Есть ещё теоретическая возможность оспорить нарезку в суде, но это скорее из области правовой экзотики. Новая схема показывает, что каждый округ таит в себе опасные перекрёстки административных ресурсов областного, городского и местного уровней власти. Кроме того, на каждом округе сложная география работы и резко отличающиеся аудитории избирателей. Большого искусства потребует медиастратегия (может, даже покажется проще создать новые СМИ под новые округа). Любая, даже символическая конкуренция сделает выборы экстремально трудным маршрутом. Если промедлить со стартом подготовки хоть немного, можно упустить шанс. До выборов чуть больше 50 недель, и каждая имеет значение. Зато у того, кто первым войдёт в работу на округе с головой, стартовые возможности будут лучше, чем у соперников.

Другие новости