Как подружиться со всеми и строить в Новосибирске
МэрияНовосибирска опять тормозит строительство жилого комплекса «Сосновый бор»компании «СД Альфа-Капитал» на Богдана Хмельницкого. Застройщику имеет смыслизучить опыт коллег из «Новограда», намучившихся с запуском проекта «Снежнаямиля», но, кажется, добившихся своего.
Книга «Как подружиться со всеми и строить вНовосибирске» будет состоять из одного слова: никак. Тому есть бездна примеров.«Сосновый бор» это тот самый вопиющий проект, нацеленный на уничтожение историческогооблика улицы Богдана Хмельницкого, о котором год уже шумят некоторыеобщественники и депутат городского Совета Дмитрий Прибаловец. У «СДАльфа-Капитал» московские корни, но в сибирской столице компания построила уженемало видных объектов. Самый масштабный проект это «Октябрьская ривьера»,комплексная застройка участка на Кирова возле станции метро «Октябрьская». Первыйдом «Ривьеры» – известная«высотка» с «Галереей №1» и супермаркетом «Бахетле».
В Заельцовском районе «СД Альфа-Капитал»выкупила участок вместе с известными зданиями клуба «Отдых» и соседнего Домаспорта. Это социально-развлекательное наследие советского периода планировалосьснести, немного подчистить лес вокруг и застроить участок новыми домами высотойдо 23 этажей. Общественность была возмущена не только возможным нарушениемустоявшегося архитектурного облика, но и перспективой дополнительногоосложнения транспортной ситуации на улице Богдана Хмельницкого.
Публикация планов компании совпала сосменой мэра Новосибирска. Анатолий Локоть в предвыборной борьбе опирался напротивников точечной застройки и прочих градостроительных безобразий, которымиславна столица Сибири. Вняв протестам озабоченных жителей Богдашки, АнатолийЕвгеньевич распорядился приостановить реализацию проекта до завершенияконсультаций с общественностью.
Год спустя, в начале мая мэр объявил, чторазрешение на строительство «СД Альфа-Капитал» выдано под обещание снизитьэтажность до 9-10 этажей, привести проект в соответствие окружающему ампиру,построить дорогу к жилому комплексу и автостоянку. На пресс-конференции Локотьособо подчеркнул невозможность затягивать процесс бесконечно: «Нам надо былопринимать решение, иначе – судебная процедура».
Нопроцедура у мэрии, а у депутатов предвыборная кампания, и Прибаловец неисключение. Неравнодушная общественность Калининского района компромиссомнедовольна. В особенности смущают разночтения вопроса этажности. Проектдействительно предусматривает здания по 9-10 этажей, о которых говорил мэр. Новысшая точка зафиксирована теперь на уровне 20 этажей.
Ситуация опять качнулась, и вот ужедепартамент строительства и архитектуры мэрии сообщил на этой неделе«Континенту Сибирь», что «СД Альфа-Капитал» уведомлена о необходимости повторнопредставить проект архитектурно-градостроительному совету и вновь пройтигорнило обсуждения с общественностью. Может быть, у москвичей достаточно денеги терпения, чтобы годами ожидать милости муниципалитета. При том, что земля ужев собственности, и разрешение на строительство – формальность, соблюдения которой можно добиться через суд.
Компания«Новоград» год добивалась разрешения от мэрии на строительствомногофункционального комплекса «Снежная миля» на Большевистской. А дальше пошлауже не только в суд, но и в прокуратуру. События бурно развивались в конце прошлогогода; представители мэрии во главе с бывшим вице-мэром Андреем Ксензовымпублично уверяли, что «Новоград» обязан прежде выполнить «социальную нагрузку»в виде строительства участка улицы Обской и пешеходного перехода через Большевистскую.Также выдача разрешения увязывалась с вопросом оборудования театра СергеяАфанасьева в помещении МФК.
Ценой одного скандала с привлечениемправоохранительных структур председатель совета директоров «Новограда» ЕвгенийГрибов добился разрешения на строительство. Новый скандал не заставил себяждать. Для строительства «Снежной мили» требовалось перекрыть участок улицы, покоторой жители микрорайона на Обской, а также транспорт отеля River Park,бизнес-центра на Речном вокзале и автосалона Mitsubishi выезжали наБольшевистскую. Так уж была выделена застройщику городская земля, что этотфрагмент проезжей части оказался прямо на участке строительства.
Вкачестве альтернативного варианта было согласовано открытие двустороннегодвижения по спуску с Большевистской к набережной. Непривычно, конечно, ведь столет там было одностороннее движение. Но мэрия и все ответственные службы такойвариант согласовали. Застройщик оплатил монтаж светофорногообъекта и знаки. Тем не менее, запускать проезд по новой схеме мэрия неспешила, настаивая на том, что сначала инвестор должен выполнить социальныеобязательства.
В начале апреля «Новоград» перекрыл проездчерез стройплощадку «Снежной мили». Жители окрестностей подняли шум. Мэриямогла бы запустить альтернативный выезд. Но вместо этого чиновники во главе сКсензовым вместе с полицией демонтировали ворота на стройплощадке ивосстановили проезд. Грибов обратился в правоохранительные органы. В конце маяпрокуратура подтвердила правоту застройщика и неправоту мэрии (в случае со«Снежной милей» это уже второй эпизод). К тому времени уже и Ксензов мэриюпокинул.
На прошлой неделе проезд черезстройплощадку был перекрыт в плановом режиме, а светофор на Большевистскойвозле Речного вокзала сменил режим работы: теперь через него выезжают снабережной. Ситуация разрешилась тихо и мирно. При этом в комментариях муниципалитета звучало: необходимость изменениясхемы проезда обусловлена угрозой разрушения подпорной стенки на стройплощадке.Как будто на «Снежной миле» что-то идёт наперекосяк. И в кои-то веки «Новоград»не огрызнулся, воздержался от комментариев. Что даёт основание предполагатьсуть достигнутого соглашения: мэрия отказывается от претензий к проекту в обменна господство в информационном пространстве. Имидж городского руководства – стратегическийприоритет. Бизнесмены могут этим пользоваться.