Ксензова достанут из-под земли
Репутационныепроблемы, которые мэр Локоть мог бы решить увольнением первого вице-мэраКсензова, могут преумножиться в связи с назначением Андрея Евгеньевича главойновосибирского метрополитена. Впрочем, высока вероятность, что подземнаякарьера Ксензова будет недолгой.
Три недели отставка Ксензова обсуждалась вполитических кругах, как свершившийся факт. Ровно столько же говорили и оперспективе его назначения в метрополитен. За это время мэра несколько разпросили прокомментировать слухи про перемещение Ксензова, и Локоть заявляллишь, что такого решения среди принятых нет. Выглядело это странно. Как будто решение это вместоАнатолия Евгеньевича должен принять кто-то другой. Журналисты гадали, что жемэр скажет через неделю-другую, когда решение всё-таки будет принято?
Вероятный смысл паузы был в тестированииобщественного мнения. Мэр пытался прощупать реакцию, как будет воспринятановость об уходе одного из ключевых чиновников, и что люди скажут о новомназначении Ксензова. Мониторинг СМИ и соцсетей за последние недели показал, чтоникто не видит трагедии в отставке первого вице-мэра. А вот по поводуназначения Андрея Евгеньевича в метро, напротив, много вопросов. Особенно жаркообсуждались слухи о возможности передачи МУП «Новосибирский метрополитен»функций метростроя, которые до сих пор выполняет самостоятельное муниципальноепредприятие – «Управлениезаказчика по строительству подземных транспортных сооружений» (УЗСПТС).
Именнопод руководством Ксензова, как ответственного вице-мэра, новосибирскийметрострой пережил в 2010 году самую позорную страницу, когда только чтооткрытую станцию «Золотая нива» пришлось закрыть на следующий же день потребованию Ростехнадзора. Это стало поводом для долгихразбирательств. В 2011 году Контрольно-счётная палата Новосибирской областиопубликовала отчёт о многочисленных финансовых нарушениях, допущенных пристроительстве «Золотой нивы». Хуже то, что были выявлены серьёзные нарушениятехнологического характера. Даже официальные лица избегали брать на себясмелость утверждать, будто тоннель от «Берёзовой рощи» к новой станции построенесли не на века, то, хотя бы, на десятилетия. Бывший начальник метрополитенаВладимир Кошкин отмерил тоннелю всего-навсего лет 10-15. Но на прошлой неделе винтервью Тайге.инфо бывший директор ЗАО «Новосибметропроект» Александр Мельникзаявил, что пассажиры подвергаются смертельной опасности уже сегодня.
«Новосибметропроект» проектировал тоннели к«Золотой ниве». Но из-за того, что заказчик и подрядчик отказывались исправлятьнарушения, на которые указывал Мельник, весной 2009 года организация отказаласьосуществлять авторский контроль за работами. «Аварийные процессы необратимы. Тоннель не обрушается, какПизанская башня. Если там начнётся процесс, он «сложится» в секунды.Но сегодня за это никто не отвечает», – заявил МельникТайге.инфо. Эксперт считает, чтодля безопасности людей тоннель надо закрывать. Стоимость ремонта 150-метровогоаварийного участка тоннеля Мельник оценивает в 300 млн. рублей. По меркамметростроя, это не очень большие деньги. Проблема в другом. «При таком состоянии правоготоннеля левый строить нельзя. Как его строить, если на расстоянии 6 метров – аварийный тоннель? Никакая экспертизатакой проект не подпишет» – заявил Мельник.
Ответственным за ошибки при строительстве«Золотой нивы» был назначен бывший директор УЗСПТС Николай Хван. В егоотношении несколько лет велось уголовное преследование, которое завершилосьобвинительным приговором. Но все эпизоды, касавшиеся метростроя, до суда не дошли.Возможно, накопленный следователями материал ждёт другого часа и другогофигуранта. По сведениям ЦДЖ, некоторые неравнодушные общественники планируютначать сбор средств на независимую экспертизу тоннеля к «Золотой ниве», чтобыпрояснить степень риска для пассажиров.
Перспектива прихода Ксензова в метро, даещё с аннексией функций и бюджета метростроя заставила вспомнить скандальныеобстоятельства строительства и запуска «Золотой нивы». Нарушения 5-6 летнейдавности чреваты проблемами в обозримом будущем. В решении Локтя всё-такипослать первого зама в метро, вопреки шквалу критики, можно найти логику: разпри Ксензове проблема была создана, значит, пусть он её и решает, либо же несётза это ответственность. Но мэр может всё-таки недооценивать репутационныериски.
Можно обсуждать разные версии, почемуКсензов лишился поста в мэрии. Очевидно одно: Андрей Евгеньевич был неугоденмногим. Кому-то за бегство из команды, сделавшей в 2014 году ставку наВладимира Знаткова, как на кандидата в мэры. Кому-то за скандальный выход из«Единой России». Кому-то за обман партнёрских ожиданий. Кому-то за поддержкуинтересов одних бизнес-структур в ущерб другим. Кому-то за попыткиконтролировать больше, чем предполагает функционал должности. Всезаинтересованные по-разному добивались отставки Ксензова, в том числе, оказываядавление на Локтя.
Перевод Андрея Евгеньевича в метро, да спрямым подчинением мэру, да ещё с перспективой бесконтрольного освоениямиллиардов на метрострой – это совсем не то, чего добивались оппоненты Ксензова.Давление с их стороны никуда не денется. Наоборот – усилится. А вместо ресурса первоговице-мэра у Ксензова теперь прямая ответственность за хозяйственнуюдеятельность крупнейшего транспортного предприятия Новосибирска. Поскользнуться очень легко, особенно подпристрастным, неусыпным оком общественного контроля, уже нацелившегося наметро. Поэтому если в кресле первого вице-мэра Ксензов продержался год, егокарьера в метро может оказаться гораздо короче. Как временное пристанище, чтобыне оказаться сразу на улице.