Госконтракты для «варягов»

Очереднойконтракт на исследование общественно-политической обстановки в Новосибирскойобласти достаётся иногородней фирме. И снова репутация подрядчика вызываетсомнение.

На этой неделе сайт «Континент Сибирь»сообщил, что управление контрактной системы Новосибирской области подвело итогитендера на проведение социологических исследований в районах и городахНовосибирской области. Заказчик исследований – областное министерство региональной политики, старающеесядержать руку на пульсе общественных настроений. Финансирование исследованийпроходит по целевой программе «Государственная поддержка развития институтовместного самоуправления». При стартовой цене в 6,1 млн. рублей победу одержалаисследовательская компания «Эс Ай Эс Корпорейшн» из Перми, запросившая за своиуслуги лишь 3,95 млн. При этом в рамках исследования предполагается опросить28400 жителей Новосибирской области. То есть, примерно по 140 рублей зареспондента.

В чём секрет дешевизны пермской социологии?Если существуют профессиональные «ноу-хау», позволяющие исполнять контрактныеобязательства в полном объёме и строго в срок, это одно дело. Если же речь идёто демпинге и услугах сомнительного качества – дело совсем другое. А предыстория говорит не в пользупермских исследователей. Как стало известно ЦДЖ, в 2012 году они работали наниве государственных тендеров под другим названием – ООО «Контакт Центр «Все контакты».Компания выиграла конкурс на исследование в Республике Коми и была оштрафованаза срыв сроков. Контракт был невелик (290 тысяч рублей), а штраф так и вовсе (меньше4 тысяч). Но просрочка составила целых 46 дней. Этот результат навечноотпечатан в памяти сайта «Госзакупки». Помогла ли смена названия исправитьрепутацию? Судя по новосибирскому конкурсу – да.

На нынешнем тендере все новосибирскиеучастники остались позади, как и в декабре 2014 года, когда областной конкурсна мониторинг общественного мнения выиграло ульяновское ООО «АРТЕфакт», в двараза обрушившее цену госконтракта и состоявшее при этом в реестренедобросовестных поставщиков. Послесоответствующей жалобы конкурентов в УФАС новосибирские антимонопольщики несмогли найти «АРТЕфакт» в «чёрном списке», хотя на официальном сайте«Госзакупки» информация вполне однозначная. Вероятный срок  исключения компании «АРТЕфакт» из реестранедобросовестных поставщиков не ранее 17 ноября 2016 года.

Отметим, что в документации завершившегосяна этой неделе тендера значилось существенное ограничение – «количествоисполненных контрактов сопоставимого характера на территории Новосибирскойобласти». Это положение было успешно обжаловано в УФАС омским ООО «Новыекоммуникационные технологии»: конкурсные документы были исправлены.Примечательно, что эта компания аффилирована с «Центром гуманитарных,социально-экономических и политический исследований-2» («ГЭПИЦентр-2»), которыйзанял на прошедшем конкурсе второе место.

По мнению экспертов рынка, эта фирма тожемогла быть внесена в реестр недобросовестных поставщиков. Например, по даннымкартотеки арбитражных дел, в сентябре 2012 года департамент внутренней политикиЯмало-Ненецкого автономного округа и «ГЭПИЦентр-2» заключили госконтракт насоциологическое исследование по эффективности работы исполнительных органовокружной и районных властей. Стоимость услуг составила порядка 900 тыс. рублей.Заказчика не удовлетворило качество исполнения базы данных, которую компания,по мнению чиновников, к тому же, сдала не в срок. Представители ООО«ГЭПИЦентр-2», в свою очередь, доказывали, что обязательства по этому этапугосконтракта исполнены, и требовали от департамента оплаты. В суде независимыйэксперт – вице-президентРоссийского общества социологов, доктор социологических наук, профессор иведущий сотрудник Института социологии РАН Михаил Черныш указал на «грубыенарушения методических принципов и правил проведения эмпирическихисследований». В итоге суд установил, что исполнение второй части контрактабыло ненадлежащим, договор подлежит расторжению, а подрядчик обязан выплатитьнеустойку.

В департаменте внутренней политики ЯНАОутверждали, что в иске не было цели внести исполнителя в «чёрный список», норешение суда оставляет такую возможность «автоматически». И это не единственныйслучай, когда контракты с «ГЭПИЦентр-2» заканчивались судебнымиразбирательствами. Ассоциация региональных социологических центров «Группа7/89» исключила из своего состава «ГЭПИЦентр-2» в мае 2013 года. Решениеорганизации было связано с «фальсификацией результатов исследований».

Довольностранно, что контракты на исследования, предполагающие глубокое погружение вновосибирскую специфику, последовательно достаются иногородним компаниям. Конечно,цена это очень важныйфактор. Но в практике сибирских регионов есть достаточно примеров неудачнойэкономии, когда ради экономии власти теряли и деньги, и время. А для подрядчикас сомнительной репутацией ради продолжения работы на государственном рынке,оказывается, иногда достаточно просто сменить вывеску.

Другие новости