Депутаты готовы к выбору выборов
Законопроекто реформе выборов глав муниципалитетов Новосибирской области успешно прошёлпубличные слушания и обсуждение в профильном комитете Заксобрания. 23 апреляобластные депутаты могут принять инициативу регионального правительства сразу вдвух чтениях.
Система организации власти в современнойРоссии находится в состоянии постоянного реформирования. В зависимости оттребований момента, на разных уровнях то переходят от прямых выборов кназначениям, то наоборот. Предыдущего новосибирского губернатора утверждалоЗаксобрание по безальтернативному представлению президента; нынешний избранпрямым голосованием на конкурентной основе. В следующем году предстоит вновьвыбирать депутатов Госдумы по одномандатным округам, а только было привыклиголосовать исключительно по партийным спискам. Теперь на очередной виток вышлареформа местного самоуправления.
В начале 2015 года федеральная властьобязала регионы определиться с моделью выборов глав муниципалитетов. Былопредложено три варианта. Во-первых, прямые всеобщие выборы. Во-вторых, выборысоставом муниципального представительного органа из числа местных депутатов.В-третьих, выборы местным представительным органом из числа кандидатов, которыхвыдвигает конкурсная комиссия, сформированная 50/50 губернатором и депутатами.
Федеральнаятенденция направлена на отказ от прямых выборов глав муниципалитетов в пользутретьей модели, разделяющей ответственность за решение между губернатором и депутатами.Некоторые политологи видят в этом своеобразную компенсацию за возвращениевсеобщих выборов губернаторов (мол, если всех подряд избирать, вертикаль властиходуном ходить начнёт). Многие губернаторы поспешили полностьюотменить прямые выборы мэров, включая региональные столицы. В Сибирскомфедеральном округе так поступили главы Иркутской и Омской областей, а такжеКрасноярского края. Решения объяснялись необходимостью повсеместно восстановитьуправляемость. Власти Новосибирской области выбрали более вдумчивый,индивидуальный подход.
Рабочая группа, созданная губернаторомВладимиром Городецким для проработки вопроса, включила широкий круг экспертов,в том числе, членов областного правительства, действующих глав муниципалитетови депутатов. Важно отметить, что Владимир Филиппович трижды побеждал на прямыхвсенародных выборах мэра Новосибирска, и лучше многих других специалистовзнаком с проблемами местного самоуправления. В том числе, как бывший главаАссоциации сибирских и дальневосточных городов – крупнейшего межрегионального объединения российских мэров.Городецкий известен, как один из наиболее последовательных сторонников прямыхвыборов градоначальников.
Подавляющее большинство глав районов ипредседателей райсоветов высказались в поддержку третьей модели выборов. У всехпредставителей муниципальных органов власти была возможность донести иаргументировать своё мнение. Итогом широкого обсуждения вопроса сталоригинальный результат: Новосибирская область может использовать все три моделивыборов глав муниципалитетов. Для Новосибирска и Кольцово признаноцелесообразным сохранить прямые всеобщие выборы. В Карасуке главу будетизбирать местный совет из числа депутатов. В остальных муниципальныхобразованиях глав должны будут выбирать депутаты по представлению конкурсныхкомиссий.
Законопроект,разработанный областным правительством при активном участии представителеймуниципалитетов, стал результатом гибкого, компромиссного подхода. Но было бынаивно рассчитывать, что он встретит всеобщее одобрение вне рамокпрофессионального обсуждения. В широком политическом спектре нашлось немалокритиков идеи перехода от всеобщих выборов к новой модели. Достаточно бурнаядискуссия развернулась на публичных слушаниях законопроекта 10 апреля вЗаксобрании. Примечательно, что ряд депутатов-коммунистов на слушанияхраскритиковали проект закона, в то время как на заседании областногоправительства мэр Новосибирска и глава обкома КПРФ Анатолий Локоть проголосовал«за». Может быть, это и есть проявление разницы в подходах политиков, живущихот одного избирательного цикла до другого, и руководителей, непосредственнокаждый день принимающих ответственные решения в исполнительной власти?
Необходимость поддерживать высокий уровеньответственности и профессионализма глав муниципалитетов стала основнойпричиной, почему большинство экспертов склонилось в пользу первой модели. Обэтом на слушаниях говорили спикер Заксобрания Иван Мороз, глава областнойфракции «Единой России» Андрей Панфёров, мэр Искитима Виктор Пфейфер, главаКарасукского района Александр Гофман, другие представители муниципалитетов.Большинство депутатов, участвовавших в слушаниях, проголосовало за то, чтобырекомендовать Заксобранию принять законопроект на ближайшей сессии 23 апреля.
14 апреля такое же резюме по итогамобсуждения вынес комитет по государственной политике, законодательству иместному самоуправлению Заксобрания. Вице-губернатор Александр Титков,представлявший законопроект, привёл убедительную статистику: за последние 4года в Новосибирской области 139 глав досрочно прекратили свои полномочия,потому что не справились с грузом ответственности. «Избранный глава, осознав,что он не тянет, просто оставляет ключи и печать и больше не появляется наработе. А мы получаем письма от граждан: глава поселения не появляется наработе, невозможно решить вопрос, примите меры. А какие меры может принятьгубернатор к всенародно избранному главе? Это же управленческий коллапс!» –заявил Титков. И чем меньше размер населённого пункта, тем острей стоитпроблема нехватки квалифицированных управленцев. По словам Андрея Панфёрова,половина из обращающихся к нему граждан добиваются отставки то одного главы, тодругого, «потому что он не просто не соответствует, а плюет на мнение тех, ктоего избирал».
Депутаты профильного комитета учли мненияпредставителей муниципалитетов и результаты публичных слушаний. Законопроектрекомендован к принятию сразу в двух чтениях. Повторимся, что год предвыборный, и наверняка представители оппозициивынесут протесты против отмены прямых выборов, в том числе, и на сессию. Ноэкспертное мнение уже сформировано: изменение модели выборов главмуниципалитетов поднимет уровень ответственности и престижа представительныхорганов, а областное правительство сможет повысить управляемость и оперативностьисполнительной власти на местах.