Кехман ответит за бюджет
Владимиру Кехману грозят новые разбирательства по поводу ремонта Новосибирского театра оперы и балета. Надежда на всеобъемлющую поддержку Минкульта РФ может стать иллюзией: вряд ли чиновники захотят подписаться под финансовыми рисками.
Новый сезон в Оперном начался громко. Кехман отворил двери и раскрыл карты, показав собственное видение, как должен выглядеть главный театр Сибири. С начала лета НГАТОиБ был закрыт для общественности. Просачивающиеся наружу сведения о ремонтных работах и переменах в репертуарной политике будоражили новосибирцев. Общественная палата Новосибирской области потребовала провести публичные слушания, но Кехман отказался. Общественников поддержал Общероссийский народный фронт, направивший в конце октября письмо министру культуры Владимиру Мединскому.
«Этот демарш вкупе с инициированным В.А. Кехманом переименованием известного своей историей сибирского театра в некое учреждение с аббревиатурой «НОВАТ» был воспринят общественностью Новосибирской области не только как полное игнорирование интересов зрителей, любителей театра, почитателей таланта НГАТОиБ, но и как некое оскорбление, – говорится в письме ОНФ. – Считаем, что в возникшей ситуации действия администрации НГАТОиБ можно расценить как грубейшее нарушение Федерального Закона РФ от 21 июля 2014 года №212 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», что крайне недопустимо с учётом того внимания, которое уделяется Президентом России, лидером ОНФ Владимиром Путиным роли и месту общественных организаций в экономической, политической и культурной жизни России».
Проигнорировать такое Мединский не мог. Глава Минкульта пообещал провести общественные слушания по делам Оперного в Новосибирске, и даже лично поучаствовать в обсуждении. Но только после начала сезона. В таком ракурсе Кехману нужно было постараться, чтобы открытие заставило забыть о претензиях. И Владимир Абрамович расстарался. Показал уважение традициям, открыв на Оперном мемориальную доску строителям театра. Впечатлил прессу радикально новыми яркими цветами интерьера. Ублажил публику более удобными креслами и туалетами. Наконец, показал верность духовным скрепам, организовав совместно с Русской православной церковью пышное торжество по поводу 1000-летия со дня смерти святого князя Владимира.
Нет смысла пересказывать здесь все новации, вываленные Кехманом на обсуждение новосибирцев. Многие читатели ЦДЖ уже побывали в обновлённом Оперном, и теперь оживлённо участвуют в спорах вокруг названия «НОВАТ» и уместности цветовых решений. Действительно, странно, зачем было давать академическому государственному театру название марки контрацептивов? И можно дискутировать, на что больше теперь похожи красно-золотые интерьеры Оперного – на казино или на отель? Равно как и какой «Спартак» лучше – в хореографии Григоровича или Ковтуна?
Но это вопросы второстепенные. Кехман был бы рад замотать дискуссию именно в таких бесплодных спорах о категориях «лучше» и «хуже». Сейчас, когда вскипевшая вокруг открытия сезона пена почти осела, перед общественными слушаниями правильней сконцентрироваться на по-настоящему важных вопросах. А в нынешней ситуации нет ничего важнее денег.
Уязвимое место Кехмана – финансово-хозяйственные решения в стиле «кручу – верчу – запутать хочу». В редких публичных комментариях Владимир Абрамович туманно говорит о неких людях, которые помогают ему проводить в жизнь театральные преобразования. И можно быть уверенным, что не своими деньгами Кехман оплачивает ремонт в Оперном. Точно также можно догадываться, что на каком-то этапе здесь появляются бюджетные деньги.
Вопрос целесообразности и своевременности проведённых ремонтных работ ещё открыт. Если старому директору не дают бюджетные деньги на ремонт театра, а новому дают, это необязательно должно объясняться талантами менеджера. Бывают и другие причины. К сожалению, они достаточно распространены в нашей стране. И некоторые решения в ремонте Оперного откровенно похожи на передёргивание. К примеру, паркетные полы в фойе застелили ковровым покрытием. Почему? Потому что новый паркет стоит слишком дорого, а старый реставрации не поддаётся. В этом объяснении видно желание что-то сделать с полом, но нет объяснения необходимости. Может быть, лучше было пока не тратить на это деньги, если не было возможности решить задачу так, как положено?
Ряд заслуженных архитекторов РФ опубликовали открытое письмо к мэру Анатолию Локтю с жалобами на «глумление над памятником архитектуры», которое они увидели в проведённом ремонте Оперного. После этого областное Управление по государственной охране объектов культурного наследия сообщило, что Кехман и его подрядчик по реконструкции (компания «Меандр» из Санкт-Петербурга) могут быть оштрафованы за отклонения от проекта реконструкции. Но самый ключевой вопрос всё-таки в основании и механизме финансирования, а также в источнике денег.
Кехман очень торопился, как будто надо было успеть вписаться в какую-то схему. Поэтому при выборе подрядчика не был соблюдён требуемый ритуал с конкурсами. А значит, здесь есть повод для разбирательств о законности использования государственных денег. Эту ситуацию достаточно просто проверить и оценить соответствующим контролирующим органам – Федеральной антимонопольной службе, прокуратуре, полиции. В этом направлении, скорее всего, и будут направлены усилия общественников, сомневающихся в финансовой чистоплотности Кехмана.
При всей серьёзности претензий, директор Оперного ведёт себя более чем самоуверенно. Своё отношение к властной и деловой элите Новосибирска Кехман откровенно прокомментировал журналу Tatler: «Бомонда здесь – человек сто. Однажды я застал его в сборе – на приёме по случаю окончания фестиваля Вадима Репина. Я обомлел. Эти люди даже не из прошлой жизни. Они вообще вне всяких трендов. Так что в тусовку я совсем не вписан. Мне здесь ничего не нужно – так, разве что спортивные брюки и угги». Напомним, что на том приёме, среди прочих, были руководители области и города.
На прошлой неделе «Московский комсомолец» опубликовал большой материал про нового директора НГАТОиБ, в котором Кехман говорил о себе:
«Власть меня вообще не интересует. Я классический пауэр-брокер. Это человек, который решает проблемы… Нет, это более широкое понимание – человек, который меняет среду. Ведь мы изменили среду в Михайловском театре, а автоматически – и в городе. Миф о монополии Гергиева в Петербурге исчез, и площадь Искусства преобразилась. Так же будет и в Новосибирске – этот театр изменит жизнь людей. Нам государство платит деньги за то, чтобы мы показали человеку то, что он не увидит в обычной жизни. Может, это изменит его представление и о самой власти. Просто об этом никто не думает, а для меня это важно: если мне государство даёт деньги, то я их должен отработать не на сто, а на пятьсот процентов. И получить себе дивиденды, и чтобы люди подумали: «Какой молодец министр Мединский, что Кехмана сюда назначил, смотри, что он сделал».
«Не желаете ли снести огромный памятник Ленину, который оперу презирал как образец буржуазного искусства? Вот он точно уродует среду перед театром», – спрашивают Кехмана авторы МК. А Владимир Абрамович отвечает:
«Это вопрос к новосибирской власти. Вот как Матвиенко сделала в Петербурге? Вызвала руководство Центрального района и сказала: «Теперь у вас руководитель Владимир Абрамович Кехман». И мы поменяли даже движение машин на площади Искусств. Если мне будет поставлена задача изменить облик среды, я его изменю. А мое взаимоотношение с властью такое: партия сказала «надо» – комсомол ответил «есть».
Кого-то может пугать бравада Владимира Абрамовича, который очень любит козырять громкими фамилиями и шокирующими амбициями. Но напомним, что Матвиенко была губернатором Санкт-Петербурга, когда Кехман владел успешной банановой империей JFC. Сегодня Владимир Абрамович является подозреваемым в мошенническом хищении кредитов на 18 млрд. рублей. Руководство Новосибирской области придерживается очень взвешенной позиции относительно Кехмана. Губернатор и мэр принимают приглашения в Оперный. Фотографируются в новых интерьерах, но старательно воздерживаются от оценок директора театра. Любому политику понятно, что уже завтра Владимир Абрамович может стать заключённым по делу о финансовом мошенничестве. И его деятельность на посту директора Оперного грозит вылиться в отдельный эпизод. Местные контролирующие органы должны исполнять свои функции, чтобы подстраховать себя, на всякий случай, от претензий собственного московского руководства. Покровители Кехмана в Минкульте найдут способ себя обезопасить: в период острой бюджетной недостаточности и накала антикоррупционной борьбы никто не захочет подписываться под сомнительными схемами с бюджетными деньгами.