Какие общественники круче Кехмана
Министерство культуры РФ высказалось в поддержку публичных слушаний по поводу политики директора Новосибирского оперного театра Владимира Кехмана. Это результат вмешательства ОНФ, поддержавшего местных общественников.
Официальное открытие нового сезона в НГАТОиБ, отложенное из-за ремонта, состоится в середине ноября, а неофициальное – не для всех – прошло 28-29 октября в виде необычных выступлений пианиста Дениса Мацуева. Рояль поставили прямо в партере, освобождённом от кресел. Зрителям было предложено слушать практически лёжа на мягких креслах-«грушах». На концерты можно было попасть только по пригласительным. Несмотря на странный формат и сомнительный имидж реформ Кехмана, в партере Оперного собрался аншлаг непростой публики. Пришли и яростные поклонники «Тангейзера», и сторонники разжалованного экс-директора Оперного Бориса Мездрича. Наверное, это объясняется тем, что Кехман цинично держит в заложниках Большое Искусство. И какой бы сильной ни была неприязнь лично к Владимиру Абрамовичу, отказаться от его приглашения в Оперный театралы позволить себе не могут.
Можно было бы сказать, что Кехман победил. На требование областной Общественной палаты провести публичные слушания по поводу репертуарной и кадровой политики директора Оперного, а также насчёт целесообразности дорогостоящего ремонта снаружи и внутри театра, Владимир Абрамович ответил развёрнутым отказом. Тут бы, казалось, и конец дискуссии. «Нет у вас методов против Кости Сапрыкина», – глумился над Жегловым и Шараповым герой эпопеи «Место встречи изменить нельзя». Горожане идут в театр при любых обстоятельствах, что доказали концерты Мацуева. У НГАТОиБ статус федерального учреждения, так что возможности непосредственно влиять на директора есть только у Москвы, а там, в принципе, деятельность Кехмана кураторов устраивает. Во всяком случае, такое мнение до новосибирских общественников донёс заместитель министра культуры Александр Журавский, побывавший в Новосибирске 29 октября.
Ждали, что Журавский будет подробно инспектировать ход работ в Оперном. Вместо этого замминистра потратил своё драгоценное время на разговоры с разными аудиториями неравнодушных горожан. В частности, он подробно познакомился с мнениями сопредседателя областной ОП Юрия Бернадского и депутата горсовета Натальи Пинус. Итоги этих встреч обошлись без судьбоносных выводов. Журавский интеллигентно отстаивал федеральную юрисдикцию всех вопросов относительно Оперного. Но встреча с новосибирским активом Общероссийского народного фронта склонила Минкульт к более активному диалогу.
По сути ОНФ заступился за Общественную палату, получившую от Кехмана публичный отлуп. «Фронтовики» обратились к министру культуры Владимиру Мединскому с просьбой всё же провести публичное обсуждение перемен в Оперном. Ответ Кехмана представители ОНФ официально назвали «демаршем», «с элементами сарказма и скепсиса», даже «оскорблением».
На региональном уровне Общественная палата и ОНФ регулярно взаимодействуют в совместных проектах. Сопредседатель местного штаба Фронта Пётр Торгашев и председатель ревизионной комиссии Игорь Галл-Савальский являются членами Общественной палаты. При этом политический вес брендов принципиально разный. Если общественники возмущаются сменой репертуара от имени ОП – можно отмахнуться. Если ОНФ ставит под сомнение обоснованность бюджетных трат на ремонт и переоборудование федерального театра – это уже совсем другой масштаб претензий.
По итогам встречи с представителями ОНФ, прошедшей с участием заместителя полпреда Президента в Сибирском федеральном округе Любови Бурды, Журавский согласился с предложением провести публичные слушания. Более того – по данным ОНФ, готовность принять личное участие в обсуждении судьбы Оперного выразил министр Мединский. Минкульт лишь выторговал время: решено провести слушания после официального начала сезона. Наверное, чтобы Кехман смог постараться представить обновлённый театр в лучшем свете.
Тем не менее, новосибирские общественники одержали промежуточную победу. Как они ею распорядятся? Наука учит ставить цели амбициозные и, в то же время, достижимые. Несмотря на участие в финансовых и уголовных скандалах с далеко идущими последствиями, Кехман пользуется поддержкой влиятельных федеральных фигур, как ликвидатор антиклерикального кощунства на сцене государственного академического театра. И у тех, кто до сих пор напоминает о требованиях памятного митинга в поддержку свободы творчества, не должно быть иллюзий: под знаменем «Тангейзера» атаки на Кехмана будут обречены на провал. Если цель не только пошуметь, но и добиться результатов, надо менять знамёна. Возможно, и знаменосцев.