О заработках на социальном питании можно мечтать
Сфера питания в государственныхучреждениях, годовой объём финансирования которой, оценивается в миллиарды,может быть радикально реорганизована в нынешнем году. Этого добивается СергейЛош – чуть ли не последний«варяг», оставшийся в областном правительстве со времён губернатора Юрченко.
Лош возглавил областное управление социального питания вапреле 2013 года. Он считался креатурой вице-губернатора Кирилла Колончина. После инаугурации губернатораВладимира Городецкого Колончин лишился поста. А Сергей Иванович, хотя егопозиции и без того считались шаткими, должность сохранил, и даже начал строитьсмелые планы на будущее.
На сайте управления социального питания в биографии Лоша естьзаметный пробел. С 1985 по 2010 годы Сергей Иванович служил в армии, в январе2013 года был назначен советником новосибирского губернатора, а в апреле тогоже года возглавил управление. Что же было между военной службой и приездом вНовосибирск? Думается, немало интересного. В том числе, работа в московскойкомпании «Конкорд», которая считается бесспорным лидером в столичной сфересоциального питания. Последний год призрак «Конкорда» витает над Новосибирском.
Самая свежая новость на сайте управлениясоциального питания: «9 декабря –Международный день борьбы с коррупцией». Вряд ли хоть одно социальноеподразделение областного правительства уделило этому празднику столь особое внимание.Иэто не случайно. Идеи Лоша порой выглядят слишком революционно для сложившегосярынка соцпитания, и провоцируют подозрения в намеренном переделе. Прошлойвесной мы рассказывали в Сводках о проекте централизации питания в детскихсадах, школах и больницах. То есть, о замене множества поставщиков на одногоконтрагента, что позволило бы оптимизировать затраты и качество.
Местные поставщики пошли жаловаться в разные инстанции,поскольку решили, что затея маскирует желание передать рынок кому-то из игроков федерального масштаба(слухи ходили в основном про тот же «Конкорд»). После отставки Василия Юрченкооб инициативах Лоша долго не было слышно. Но в конце года он собралпресс-конференцию, чтобы поделиться планами передать на аутсорс организациюпитания в образовательных учреждениях. И школы – это только начало. Дальшепойдут больницы. Руководителей бюджетных учреждений, таким образом, удастся избавитьот непрофильных задач – им больше не нужно будет организовывать процессприготовления пищи. Качество организации питания вырастет, экономический эффектдля бюджета улучшится, еда станет вкусней и разнообразней. Во всяком случае,такие цели ставит Лош.
Финансовый объём сферы соцпитания чиновник оценивает в 2,5млрд. рублей в год. Интерес к поставкам проявляют крупные московские компании(в том числе, тот же «Конкорд»). Но Лош видит возможности и для новосибирцев. Вчастности, для компании «Капитан», занимающейся бортовым питанием дляавиакомпаний, и для компании «Рестораны Дениса Иванова», признанного лидера впремиальном сегменте ресторанного рынка Новосибирска. По международным меркам, здесь нет ничего удивительного. И на Западе, и на Востоке вполне обычноеявление, когда дорогие, престижные рестораны зарабатывают на кормлениипациентов больниц. Естественно, для пациентов готовят по специальному меню:пусть не самая высокая кухня, но исключительно качественные, полезные иразнообразные блюда.
Но доведётся ли ученикам и пациентам вкусить ресторанныхизысков? Перед проектом Лоша стоит несколько препятствий. Первое – логистика.Если переводить все школы Новосибирской области на новый стандарт питания,сложно будет внедрить его единовременно из-заудалённости сёл и деревень.
Второе препятствие – общественные сомнения. Некоторыеактивисты уже успели осудить идею передачи функций кормления детей от школьныхстоловых частным компаниям. В частности, против выступил Яков Новосёлов,возглавляющий организацию со впечатляющим названием «Сибирский федеральныйцентр оздоровительного питания». Мол, для частного бизнеса прибыль важней, чемдетское здоровье. На самом деле это скорее намёк для частного бизнеса, чтодоверие общественников надо заслужить. Например, каким-либо вкладом. Потому что разрозненным директорам школ или больницна это намекать бесполезно – отдачи не дождёшься. А централизованный бизнес,глядишь, может, что-то и отдаст.
Третье препятствие самоё серьёзное. Это сопротивление техсамых руководителей бюджетных учреждений, которых Лош желает освободить отнепрофильных функций. Стандарты приготовления пищи оставляют солидные люфты дляманёвров. На глазок сложно отличить яйца одной категории от другой, а разница вцене может выйти весомая. В такихнюансах, как объём мяса, который может оставаться на ободранной тушке курицы,вообще никто не разберётся, кроме глубоко заинтересованных профессионалов. Нотаким профи со стороны сложно с ходу рассчитывать на доверие. А на сторонеглавврачей и директоров – обязанность кормить миллионы каждый день, и сбои вэтой системе недопустимы. Поэтому вряд ли получится консолидировать рыноксоциального питания без политической воли.