Доплатите за мост
Суд можетобязать мэриюНовосибирска выплатить 2 миллиарда рублейнеустойки застроительство Бугринского мостав пользуОАО «Сибмост» (соответствующий искрассматривается варбитраже). Врядли городсправится стакой суммойбез поддержки области. Помощииз Москвыне будет.
В последние месяцы местные политики много говорили о подвиге, который надо совершить, чтобы выбить в этом году из федерального бюджета последний миллиард, недоплаченный «Сибмосту» за новый мост. Судя по материалам на сайте Арбитражного суда Новосибирской области, денег может потребоваться в три раза больше.
Контракт на строительство третьего моста черезОбь «Сибмост» получил на конкурсной основе, серьёзно подвинувшись по цене. Соскидкой в 4 млрд. общая стоимость работ составила около 14,8 млрд. Срокисполнения контракта был определён в 2,5 года. По его истечении стало ясно, чтостройплощадка на правом берегу не готова из-за нерешённости известной проблемырасселения частного сектора. По условиям контракта, предоставлениестройплощадки — обязанность заказчика. То есть, в данном случае, города.Понимая, что в срок не уложиться, «Сибмост» в 2011 году через арбитражный суддобился продления действия контракта до декабря 2014 года. Поскольку произошлосущественное изменение контракта, требовалось изменить и другие егосоставляющие. В первую очередь, цену.
«На федеральных стройках стоимость работпересчитывается каждый год с учётом коэффициента инфляции, это удорожаниеавтоматически закладывается в бюджет. Здесь же мэрия Новосибирска настояла нафиксированной стоимости контракта, соответственно, мы были заинтересованывыполнить его в срок, – комментирует 1-й вице-президент ОАО «Сибмост» ВладиславКошкин. – Грубо говоря, планировалось покупать железо по одним ценам, а на делеиз-за просрочки получилось совсем по другим. По некоторым позициям удорожаниесоставило 100%. Учитывая значимость возводимого объекта и его социальнуюактуальность, «Сибмост» как ответственный подрядчик продолжает строительство,максимально стараясь завершить его в указанные сроки. При этом компания несёткредитную нагрузку вследствие незапланированных прямых расходов, вызванныхзначительным увеличением сроков строительства».
Общая сумма неустойки составила чуть более 2,063млрд. рублей. Она могла быть меньше, если бы представители заказчика в мэрииначали решать проблему заранее, когда изменение сроков контракта стало фактом,официально подтверждённым судом. Но вопрос постоянно сдвигался. В нынешнемгоду, когда стройка моста вышла на финишную прямую, мэрия отказалась признаватьофициальную претензию по неустойке. «Сибмосту» ничего не осталось, кроме какобратиться в суд. 26 июня иск к Муниципальному казённому учреждению г.Новосибирска «Управление дорожного строительства» и к новосибирской мэрии былпринят к рассмотрению судьёй Цыбиной. 14 июля состоялось первое заседание, на27 июля назначено разбирательство по существу. К этому дню мэрия должнапредставить в суд мотивированный отзыв.
И город, и областьпоследовательно урезают расходы. Лишних миллионов-то нет, а тут – миллиарды! НоКошкин говорит, что для «Сибмоста» «это ещё более принципиальная сумма, чем длямэрии – шеститысячный коллектив нуждается в соответствующих социальныхгарантиях и реализации своих прав».
Решить вопрос выплаты неустойки можно было быбез суда, через решение сессии городского Совета. Но только теоретически. Напрактике руководство мэрии должно быть благодарно, что «Сибмост» добиваетсясвоего через суд, а не через депутатов. Потому что в предвыборный голодный годнародные избранники потребовали бы разбирательства в политической плоскости —кто именно от имени города контролировал исполнение контракта с «Сибмостом» ине смог урегулировать проблему неустойки своевременно? В основном,ответственные чиновники остаются на своих местах. Во главе с первым вице-мэромАндреем Ксензовым, на которого, видимо, сейчас и ляжет забота урегулироватьпроблему неустойки.
Если мэрия проиграет суд, без поддержки изобластного бюджета выплатить долг «Сибмосту» будет очень сложно. Стройку мостасофинансировал федеральный бюджет, но нет сомнений, что москвичи предложатрегиональным политикам самим платить за свои ошибки. Политика здесь сыгралароковую роль, повлияв на качество управленческих решений. Из-за проволочекчиновников, внутренних конфликтов между ними город упустил возможностьсэкономить на знаковом объекте инфраструктуры и вовремя ввести его вэксплуатацию. Может, эти уроки пригодятся перед началом строительствачетвёртого моста через Обь?
РЕЗЮМЕ: Судя по всему, «Сибмост» тянул с подачей искадо последнего, надеясь на внесудебное урегулирование проблемы, но так и неполучив соответствующих гарантий. А после сдачи моста рассчитывать на решениевопроса уже не пришлось бы: машины едут с берега на берег, и ладно.