Расходам ОМС нужен точный анализ
Федеральные эксперты видят решение проблемгосударственного здравоохранения в более активном привлечении частногомедицинского бизнеса. В Новосибирской области этому препятствуют странныеусловия конкуренции на рынке.
На прошлой неделе вице-премьер Ольга Голодец прилетела в Новосибирск, чтобыпоучаствовать в открытии медицинского центра «Мать и дитя – Авиценна»,ознаменовавшем завершение крупнейшей сделки на медицинском рынке столицыСибири. Федеральная компания «Мать и дитя» заплатила 45,5 млн. долларов засозданную с нуля новосибирскую компанию «Авиценна». Сумму сделки страшнопересчитывать в рубли по текущему курсу. Между тем, «Авиценна» работает восновном на арендованных площадях. Главные активы новосибирской компании – оборот ипотенциал. Для местного рынка эта сделка должна стать вдохновляющим знаком. Темболее, если федеральная власть активно поощряет развитие негосударственноймедицины. «Сейчас в обязательном медицинском страховании объём услуг, которыйвыполняется частными компаниями, составляет 16,5%, и мы видим тенденцию кросту», – заявила Голодец вНовосибирске.
Однако радужными перспективами могут воспользоваться не все«частники». Например, уже несколько лет развивается спор между ООО «Центрлабораторной диагностики» (ЦЛД), областным минздравом и территориальным ФондомОМС по поводу адекватной величины госзадания. ЦЛД – одна из сильнейшихдиагностических лабораторий Сибири. В число клиентов центра входят как крупные,так и небольшие медицинские учреждения Новосибирской, Томской, Кемеровскойобластей, Алтайского края, Республики Алтай и Красноярского края. Создателицентра видели одним из своих преимуществ возможность снять проблему очерёдностипо лабораторным исследованиям для государственных медицинских учреждений.Стоимость услуги ЦЛД соответствует стандартам обязательного медстрахования, анаполнение услуги даже выходит за эти рамки. Больницам удобно работать с ЦЛД:лаборатория сама собирает материал, использует современное оборудование,результаты выдаёт в течение 48 часов, консультирует врачей в сложных случаях.
С 2012 года ЦЛД работает в системе обязательного медицинскогострахования, и обрабатывает в её рамках существенно больше заказов, чемпредусматривают годовые задания. Так, например, если в 2012 году объёммедпомощи в рамках ОМС для ЦЛД был определён на уровне 3892 тыс. руб., то пофакту лаборатория отработала на 9883 тыс. руб. В 2013 госзадание было на 4557тыс. руб., а выполнили уже на 20631 тыс. руб. В 2014 году госзадание выдалиобъёмом 2289 тыс. руб., при том, что ЦЛД запрашивало объём медпомощи на 27693 тыс.руб., объясняя это фактической потребностью рынка, с учётом судебной практики.Практика сложилась в связи с тем, что лаборатории уже пришлось отсуживатьоплату выполненной в рамках ОМС работы у страховых компаний.
На рынке сложилась непонятная ситуация.Обязанность оплачивать услуги лаборатории вне рамок госзадания легла нанепосредственных заказчиков – на больницы, на поликлиники. При этом медицинские учрежденияне получают за это компенсации из системы ОМС. Из-за такого поворота в 2014 году постоянные партнёры ЦЛД начали разрывать договорные отношения. Хотякачество, сроки и цена услуг этой лаборатории оставались неизменными, главныеврачи были вынуждены искать других партнёров, с более существенным объёмомгосзадания, которое, по идее, никак не может быть свидетельством особойэффективности или качества услуг.
Руководство ЦЛД много раз доказывало целесообразностьувеличения госзадания в связи с высоким спросом на услуги лаборатории. Темаобсуждалась и в минздраве, и в ФОМСе. Менялись чиновники, но общий подход кситуации оставался без перемен. Причина могла бы объясняться недоверием. Ну,как же, мол, можно давать большие госзадания частной лавочке? Хотя надосказать, что мощность ЦЛД позволяет проводить 1,5-2 млн. исследований год. Это уровень крупнейших новосибирскихмедицинских учреждений – областной клинической больницы иобластного диагностического центра. При этом в ЦЛД все процессыавтоматизированы, и анализы предоставляются заказчику не позднее, чем через 2суток. А в диагностическом центре до сих пор работают вручную, поэтомуисследования занимают 6-14 дней.
Точно можно сказать, что причина непонимания с ЦЛД не вэкономии. Поликлиники объективно недовыполняют планы по посещаемости и, вчастности, по анализам. Поэтому к концу года в системе ОМС посещения больницстановятся дороже – чтобы бюджет сходился. Так что деньги всистеме есть. Но их, безусловно, на всех не хватит, если учесть, что некоторымучастникам рынка приходится крупно переплачивать.
В Новосибирске уже несколько лет успешно работает ООО«Симелаб», поставляющее расходники для медицинских анализов. По данным сайта«Госзатраты», у этой организации есть два завидных клиента – областнаяклиническая больница и областной диагностический центр. В 2012-2014 годах«Симелаб» получил от них 50 контрактов на общую сумму более 105 млн. рублей. Обусловиях контрактов можно судить по информации официального сайта госзакупокzakupki.gov.ru, сравнивая с условиями поставок аналогичных препаратов в другиелечебные учреждения Новосибирска. Выходит, что «Симелаб» поставляет расходникипо ценам на 30-100% выше, чем вофициальных прайс-листахпроизводителей. В то время как обычной практикой поставок по госконтрактамявляется снижение официальных цен. Только по пяти контрактам в мае-июне 2014 года приобщей их стоимости в 9,8 млн. рублей превышение цен по сравнению с прайсамипроизводителей составило 4,4 млн.
Облбольница и областной диагностический центр – прямыеконкуренты ЦЛД, поскольку сами оказывают платные услуги по лабораторнымисследованиям для других больниц и поликлиник. Почему у контрольного управления Новосибирской области под руководствомДениса Рягузова не возникает вопросов по таким, откровенно завышенным расходаммедицинских учреждений? Участники рынка намекают на прямые связи учредителей«Симелаба» с руководством государственных контрагентов этого ООО. А ЦЛД,тем временем, вынужден в судах взыскивать плату за свои услуги со страховщиковсистемы ОМС и доказывать незаконность подхода, при котором больницы не могутсамостоятельно выбирать, с какими лабораториями работать. Часть процессовлаборатория уже выиграла. Но вопрос сейчас в том, что есть эффективность.
Чиновники, очевидно, считают, что частная лаборатория ненастолько эффективна, чтобы давать ей существенное госзадание. Агосударственные учреждения, откровенно переплачивающие за расходники,показывают пример образцовой эффективности? Как уже говорилось выше, ФОМСнеравномерно оплачивает поликлиникам посещения: к декабрю приходитсяпереплачивать. В нынешнем году на федеральном уровне изменился подход кфинансированию, и, чтобы неизрасходованные остатки не сгорели, Фонд авансом ужепроплатил медучреждениям за январь 2015-го. То есть, денег системе хватает, а почему же тогда ихвечно не хватает на бесплатные услуги для населения? Наверное, проблема всё-таки не вэкономике, а в контроле. Можно ожидать,что новый областной министр здравоохранения Олег Иванинский, недавносогласованный федеральным Минздравом, будет более активно заниматься вопросамиэффективного использования ОМС. Тем более, раз уж бюджетные реалии следующегогода неизбежно заставят экономить.