Предчувствие большого бабла

Атака общественников на областного министра транспорта Николая Симоновасовпала с объявлением о начале строительства Восточного объезда вокругНовосибирска. Это символично: десятки миллиардов рублей местной дорожнойотрасли привлекают игроков из других регионов и компании федерального уровня.

Публичное требование отставкиминистра – это обычно политический жест, призванный акцентировать внимание напроблеме, но, как правило, не приносящий сиюминутного результата. Шесть местныхобщественных организаций нацелились на долгосрочную позиционную борьбу.Новосибирское отделение Федерации автолюбителей России, областной Фонд защиты правпотребителей, организации «Гражданский патруль», «Пенсионеры за достойную жизнь»,«Общественный контроль и порядок» и «За суверенитет и экономическое процветаниеРоссии» (да-да, существуют и такиеобщественники!) объявили о начале сбора подписей за отставку Симонова. В лицеНиколая Николаевича главы общественных организаций видят виновного за нынешнююдорожную политику, которая, как говорится в адресованном губернатору ВасилиюЮрченко письме, «привела к плачевному состоянию среду обитания для человека».Также в письме говорится, что сибирская столица утрачивает способность квнедрению современных решений и организационных форм, способных вывести город вразряд современных мегаполисов.

Помимо общих слов, общественникиуказали на возможность нецелевого использования денег из Дорожного фонда из-за путаницы концепций развитиядорожной отрасли в городе и области. Сегодня получается, что таких концепцийчетыре. Во–первых, в ноябре прошлого года Симонов подписал постановление о«Концепции развития дорожно-транспортногокомплекса Новосибирской области», которая была разработана «Союзомтранспортников, экспедиторов и логистов» (авторы письма губернатору называютСТЭЛС «лоббистской группой»). Хотя концепция уже была подписана, областнойминтранс заказал московскому «Горпроекту» другую разработку, описывающую развитиетранспортной сети Новосибирской агломерации. Тем временем, мэрия столицы Сибириутвердила городскую целевую программу «Развитие улично-дорожной сети в г. Новосибирске на 2013-2017 годы». 19 марта мэр Владимир Городецкий подписал сруководством Сибирского государственного университета путей сообщения проектсоглашения о сотрудничестве и совместной деятельности в сфере организациитранспортного обслуживания населения и проект технического задания наразработку мультимодальной компьютерной модели Новосибирска. От Сводки добавим,что есть ещё проект создания агломерации Новосибирска и ближайших населённыхпунктов, созданный московским институтом «Гипрогор» по заказу областногоминистерства строительства и ЖКХ.

Авторы письма губернатору считают,что «все вышеперечисленные факты не только взаимоисключают друг друга, но инесут прямую угрозу интересам жителей Новосибирска и пригородов, поскольку всилу своей хаотичности только усугубляют проблемы дорожно-транспортного комплекса, которые по всем опросам находятся навтором месте по значимости после проблем в ЖКХ». Общественники просят Юрченковзять развитие региональной транспортной системы под свой контроль и отправитьСимонова в отставку. Ну, мало ли кто кого в отставку мечтает отправить! Что ж,прикажете губернатору на каждое письмо отвечать? Но месяца не прошло с тех пор,как Василий Алексеевич посчитал нужным откликнуться на призыв общественности поповоду кандидатуры уполномоченного по правам человека. Очевидно, что в томслучае совпало несколько факторов. Но, тем не менее, лидеры ряда общественныхорганизаций могут ставить себе в заслугу, что, поддержав выдвижение АлексеяОсипова на пост омбудсмена, глава региона пошел навстречу их пожеланиям.

Стоит ли удивляться, что средидобивающихся отставки Симонова те же общественники, которые выступали противвыдвижения Надежды Болтенко в омбудсмены? И там, и тут фигурируют подписиРостислава Антонова («Гражданский патруль»), Владимира Кириллова (ФАР) иЕвгения Митрофанова (Фонд защиты прав потребителей). Общественники пытаютсяразвить успех, достигнутый однажды. Куют железо, пока оно горячо. Или – таскаюткаштаны из огня для кого-то другого?Уж больно удачный момент. Губернатор только что встретился с премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым ипосле этого объявил о начале строительства Восточного обхода в нынешнем году.

Новый обход станет стройкойдесятилетия. И, возможно, не одного. Стоимость строительства  4хполосной трассы из износостойкогоцементобетона сегодня оценивается в 60 млрд. рублей, а как выйдет на деле  – неизвестно. Также неясны и срокистроительства. Первую очередь от трассы «Новосибирск – Ленинск-Кузнецкий» до дороги, связывающейАкадемгородок и Кольцово, планировалось построить до 2017 года.

На бюджет обхода заглядываются нетолько новосибирские отраслевые гиганты – «Новосибирскавтодор» и «Сибмост». Ине только оголодавшие компании из соседних регионов, готовые организовыватьвахтовым методом работы даже не по строительству, а хотя бы по содержаниюновосибирских дорог ради лишнего бюджетного рубля. Поскольку обход будетфинансироваться из федерального бюджета, можно ожидать проявления московскихинтересов. Так, например, одним из генподрядчиков на Северном обходе(предыдущей «стройки века») была московская корпорация «Трансстрой».

В предчувствии большого баблабывает нелишне покачать кресла под чиновниками, способными повлиять на егораспределение. Симонов в их числе не самая влиятельная фигура, его громкаядолжность провоцирует к тому, чтобы именно на нём опробовать силы. Решаямиллиардные вопросы, можно легче отнестись к миллионам, проскальзывающим сквозьпальцы. И в данном случае остается лишь присоединиться к просьбамобщественников – чтобы понимать лоббистские манёвры, губернатору действительнолучше держать ситуацию в дорожной отрасли под личным контролем. Впрочем, он отэтого и не отказывался.

РЕЗЮМЕ: В капиталоёмких отраслях мнениеобщественников пока еще не тянет на решающую роль, но может способствоватьполитизации экономических вопросов.

Другие новости