Перестановка светил

Мир, такой, каким мы его знали, действительно прекратил своёсуществование: так могут говорить новосибирские политики, оглядываясь надекабрь 2011-го и сравнивая его с итогами 2012-го. Полюса лидерства радикальноизменились, но вопрос - надолго ли?

Прошлый год заканчивался дляновосибирских властей в минорной тональности. Недовольные отменой безлимитногопроезда в общественном транспорте пенсионеры подпортили электоральный фон.Провальные для «Единой России» итоги выборов в Госдуму по Новосибирской областивызвали критику из Москвы. На региональном уровне ситуация со стороны выгляделакак кризис субординации. Для наблюдателей со стороны не было ясно, кто ставитзадачи, а кто их исполняет. Хотя главным ответственным за результат подготовкик президентским выборам был назначен губернатор Василий Юрченко, «смотрящим» заходом кампании в регионе был поставлен полпред президента Виктор Толоконский.На уровне городской власти тоже хватало неразберихи. Мэр Владимир Городецкий,также попавший под раздачу федерального руководства, требовал от подчинённыхтотальной мобилизации усилий. А депутаты горсовета, тем временем, писали во всевышестоящие инстанции просьбы вернуть безлимитный проезд пенсионерам, посколькубез этого не видели возможности привлечь убедительное большинство голосов закандидата в президенты от ЕР.

В общем, год назад перед губернаторомстояла непростая задача – не имея солидного политического актива, убедитьвпечатляющий процент избирателей региона сходить на выборы и показатьлояльность правящему тандему. Для её решения Юрченко сумел привлечь на свою сторонулучших союзников – депутатов Заксобрания из фракции ЕР. Формально они и безтого должны были агитировать за Путина, подчиняясь партийной дисциплине. Но и кагитационной работе депутаты подходили бы, в таком случае, формально. Что моглобы мотивировать крупных бизнесменов, умеющих управлять настроением избирателейна своих округах, потратить ресурсы для президентских выборов? Что бы то нибыло, губернатор сумел найти эти мотивирующие факторы. А также пригласилпоработать над президентской кампанией профессиональных политтехнологов воглаве с депутатом Заксобрания Виктором Козодоем.

Ставка выиграла. Новосибирская область дала Путину больше, чемдостаточно голосов. Пенсионеры получили свой безлимитный проезд. Руководстворегиона взялось активно перестраивать закостеневшие отношения между областнымправительством, политическими партиями, СМИ и общественностью. Результатыпроявились уже вскоре. Сошли на нет акции протеста перед зданием правительства.Лидеры оппозиции стали постоянными участниками переговоров с руководствомрегиона. Юрченко удалось развить контакт с влиятельными единороссами,фактически выстроив вертикаль из областной и городской фракций «партии власти».В Заксобрании депутатское большинство чётко фокусируется на мнение губернатора,за спикером Иваном Морозом сохранилась преимущественно техническая роль.

Глава НСО улучшил позиции вфедеральном рейтинге выживаемости губернаторов и возглавил рейтинг самыхвлиятельных политиков региона, опередив Городецкого и Толоконского. Всенародноизбранный мэр, до недавнего времени проводивший самостоятельную политику,перестроился на позицию ведомого в связке с губернатором. Владимир Филипповичне решается объявить о своём желании избираться на четвёртый срок, потому чтодо сих пор не согласовал это с Юрченко, который, в свою очередь, уже получил отадминистрации президента карт-бланшна избрание своего мэра.

Роль Толоконского в публичной жизнирегиона за год значительно сократилась. Даже снизилась регулярность критическихвыпадов в адрес областного руководства. А других форм участия в новосибирскойпубличной политике у полпреда, похоже, не нашлось. Виктор Александровичперестал посещать значимые для региона мероприятия. В частности, полностьюпроигнорировал областной юбилей. При этом из ареала полпредства постояннодоносились слухи, что на самом деле у Толконского очень большие амбиции в сфереместной политики. Настолько большие, что он привлёк к сотрудничеству опытногополитика-технолога Виктора Игнатова.Но история с назначением последнего растянулась почти на полгода. На прошлойнеделе Игнатов, наконец, получил должность помощника полпреда, хотя изначальнопретендовал на статус заместителя. Что ж, если и дальше тандем двух ВикторовАлександровичей будет действовать с той же неповоротливостью, то про Толоконского– ещё недавно самого популярного политика в регионе – могут попросту забыть.

Что стало причиной резко возросшейполитической активности холодного технократа Юрченко? Одни считают, что дело вновых условиях работы, связанных с возвращением прямых губернаторских выборов.Хочешь сохранить пост – занимайся политикой. Другие –  что первый год новому главе регионапотребовался, чтобы освоиться в экономических и хозяйственных вопросах, а совторого он уже взялся за политику. Есть и третья версия: изначально Юрченкослишком полагался на подчинённых, занимавшихся политикой, а в этом году емупришлось исправлять за ними ошибки. В любом случае, проба сил оказаласьуспешной. Но успех в политике требует постоянной работы. Стоит ослабить напор,и позиции будут утрачены. наглядные примеры некоторых старших товарищейкрасноречиво о том говорят.

РЕЗЮМЕ:– Год назад Юрченко считали неизбираемым кандидатом в губернаторы.Сегодня всё больше политиков задаётся вопросом: кто же, если не он?

Другие новости