Все районы города равны, но некоторые равнее
В общероссийском голосовании по выбору объектов для благоустройства новосибирским чиновникам придётся сильно постараться, чтобы выполнить напряжённый федеральный KPI. Помочь могли бы изменения правил голосования, но власть пока к ним не готова.
Госдума уже приняла в первом чтении законопроект о защите русского языка от англицизмов, так что вместо опасной англоязычной аббревиатуры KPI мы будем употреблять выражение «показатель». Большинство горожан не подозревают об обязанности органов власти добиваться выполнения каких-то показателей, но у чиновников — как и у сотрудников любой корпорации — голова по этому поводу периодически болит. В ближайшие месяцы правительство Новосибирской области и мэрия города должны будут обеспечить определённый уровень вовлечённости в голосование за благоустройство, которое проходит с 21 апреля по 12 июня.
Как и праймериз «Единой России», выборы проекта благоустройства — важный индикатор условной популярности власти. В прошлом году в Новосибирске за 8 проектов отдали голоса 230 тысяч горожан. Ровно такой уровень участия мы видели в 2019 году на последних прямых выборах мэра города. Это, конечно, случайное совпадение, но не мог же федеральный показатель вовлечённости устанавливаться совсем уж с потолка. На что-то власти ориентировались. Может и последние результаты последних прямых выборов были в числе таких референсов. В любом случае, показатель в 206 тысяч участников Новосибирску необходимо выполнять каждый год, и от этого напрямую зависит успешный результат области в части получения денег из Москвы.
В 2024 году голосование в масштабах региона курировал министр ЖКХ и энергетики Новосибирской области Денис Архипов, а в мэрии основная ответственность лежала на Анне Терешковой — заместителе мэра, начальнице департамента культуры, спорта и молодёжной политики. На областном уровне ответственность была привязана к деньгам (финансирование работ осуществляется по линии МинЖКХ), а в городе исходили из того, что проекты благоустройства, выбор и контроль подрядчиков осуществляют структуры Терешковой. Ещё одно объяснение логики выбора ответственного лица — почти половину из 230 тысяч голосов обеспечивают волонтёры, за которых отвечает начальник управления молодёжной политики мэрии Евгений Твердохлебов.
В этом году на критически важном участке поменялся ответственный — новый вице-мэр Ксения Антонова не стала принимать эстафетную палочку кураторства, которая автоматом должна была перейти в её руки вместе с должностью Терешковой. Куратором голосования назначен вице-мэр Евгений Попантонопуло, отвечающий в мэрии за цифровизацию, информационную политику и наружную рекламу. Для тех, кто понимает проблемы текущего голосования, ситуация выглядит так, что вице-мэр Антонова сняла с себя риск и ответственность за невыполнение федерального показателя. Это может оказаться выгодным аппаратным маневром.
На первый взгляд параметры голосования-2025 похожи на прошлогодние. На суд горожан представлены восемь проектов из разных районов. Как и в прошлом году, необходимо набрать более 200 тысяч голосов. У депутатов сохранился и даже усилился интерес вовлекать людей в голосование. Что же принципиально изменилось?
Во-первых, исчез эффект новизны. К моменту прошлогоднего голосования у жителей города шесть лет не было никакой возможности повлиять на выбор территории благоустройства (в 2018-м отголосовали сразу 10 проектов, и несколько лет подряд делали только их). Так что в 2024-м случился вау-эффект в силу того, что многие общественники и депутаты поверили в открытость и соревновательность процесса. Советский, Кировский и Ленинский районы бились за победу в полную силу, но вскоре у голосования обнаружился существенный недостаток. От каждого района города участвует одна территория, а население большого и маленького района может отличаться в три раза. Поэтому Ленинский и Кировский районы получают преимущество, а жители маленьких районов — например, Первомайки — видят первые результаты и теряют надежду на победу. Это второй негативный фактор, работающий против достижения показателя.
Сегодня Терешкова дирижирует Новосибирской филармонией, и одновременно играет за партию ЛДПР. С новой политической колокольни она предлагает поменять систему определения проекта-победителя. С предложением охотно согласятся депутаты, чьи округа не относятся к Кировскому и Ленинскому районам. Более того, наверное, имело бы смысл дополнить правила голосования ограничением для района-победителя. Например: район-победитель в последующие 1-2 или даже 3 года не должен участвовать в борьбе за финансирование по этой программе благоустройства.
К сожалению, пока ни один из уровней власти не хочет обсуждать какие-либо изменения системы голосования. А депутаты и волонтёры, заинтересованные в участниках, не понимают, как им сейчас работать с возражениями людей, чем помочь преодолеть состояние выученной беспомощности. Эта ситуация неизбежно ведёт к риску срыва выполнения городского и регионального показателей, а также усиливает у электората скепсис насчет системы электронного голосования.