В «Левобережном» развод на миллиард

Крупнобюджетный спор акционеров Левобережного банка получил неожиданное развитие: Арбитражный суд внезапно удовлетворил запросы одной из сторон. Это вердикт на 0,5 млрд. В банке делают вид, что конфликт собственников на работе учреждения не скажется.

Сложные времена в экономике провоцируют множество конфликтов между партнёрами. Оценка бизнеса и распоряжение активами часто становятся ключевыми поводами для споров. После начала СВО новосибирский бизнес видел уже немало корпоративных разводов. Один из самых непубличных получил разрешение в первой инстанции 16 апреля — два миноритария банка «Левобережный» высудили солидные добавки к пакетам акций, проданным мажоритарию.

«Левобережный» сложно сравнить с каким-либо другим банком. Он был создан в 1989 году как левобережный филиал Жилсоцбанка и вскоре обрёл самостоятельность в перестроечной турбулентности. В 1993 году президент Борис Ельцин уволил Виталия Муху с поста губернатора. Опальный глава региона получил пост вице-президента «Левобережного». В 1995 году на конкурентных выборах Муха сумел вернуть губернаторское кресло. После этого в истории «Левобережного» отрылась новая страница. Банк стал опорным для областной власти. Обладминистрация вошла в число акционеров. В 2000 году, когда Муха проиграл губернаторские выборы Виктору Толоконскому, позиции банка только окрепли: новый глава обладминистрации поставил задачу создать разветвлённую сеть отделений по всей области. Вся бюджетная сфера получала зарплаты в «Левобережном». Региональный середнячок успешно конкурировал на локальном поле с федеральными банками.

В 2007 году назрел вопрос о развитии. «Левобережному» была нужна существенная докапитализация уставного капитала. Областная власть и другие местные акционеры не были готовы к таким вложениям. Акции в 2008 году (аккурат накануне международного финансового кризиса) выкупили представители Примсоцбанка из Владивостока и связанных структур. Крупнейшим акционером, владеющим контрольным пакетом, стал Дмитрий Яровой, председатель правления Примсоцбанка. Месяц спустя он увеличил свою долю до 61,8%, а позднее до 69,5%.

Яровой консолидировал акции, выкупая пакеты выходящих из бизнеса миноритариев. По закону, как крупнейший акционер, он должен был действовать в формате обязательного выкупа. Но не все хотели воспользоваться такой возможностью. Часть акционеров устраивало сохранение малых долей в стабильно действующем бизнесе.

В 2023 году сразу два миноритария — топ-менеджеры АО «Владивостокский морской торговый порт» Вячеслав Перцев и Михаил Робканов — запросились на выход. Так совпало, что это случилось после включения «Левобережного» в санкционный список США. В мае 2023 года на основании оценки рыночная стоимость акций «Левобережного» была определена в размере 15297 рублей за штуку. На основании этого Перцев и Робканов получили по 266,320 млн рублей каждый. После этого они заявили претензии о том, что считают стоимость акций заниженной. В феврале бывшие акционеры подали в Арбитражный суд Новосибирской области иск к Яровому о взыскании убытков и процентов за пользование чужими деньгами в общей сложности на 2,05 млрд рублей.

Отправной точной для иска стало заявление истцов о праве на защиту, распространяемое федеральным законодательством об АО на миноритариев, несогласных со сменой контроля в обществе. Ответчик доказывал, что речь идёт о злоупотреблении правом, поскольку 15 лет после смены контроля в банке миноритариев всё устраивало, а после введения санкций они просто решили обогатиться, выйдя из общества и оспорив оценку. Процесс шёл в арбитраже с февраля 2024 года ни шатко, ни валко. Подобные споры могут тянуться годами. Однако 16 апреля 2025 года судья Айдарова неожиданно для наблюдателей вынесла вердикт, удовлетворив претензии частично. Перцеву и Робканову дополнительно присуждено почти по 227 млн рублей. Таким образом, выкуп акций у двух миноритариев может обойтись Яровому более чем в миллиард.

Пока опубликована лишь резолютивная часть решения. Ознакомиться с мотивировочной не терпится не только участникам процесса — велик интерес к делу со стороны юридического сообщества. Решение, скорее всего, будет оспорено, и до вступления решения в силу дело рассмотрит вторая инстанция. Тем не менее, здесь уже можно будет считать определённые тренды, пригодные для тиражирования в корпоративных спорах.

Другие материалы