В городском озеленении ещё Маака не нюхали
Чиновники, депутаты и жители — все хотят видеть в Новосибирске больше зелени. В этом году традиционное благоустройство парков и скверов дополнили большой программой реконструкции газонов.
«Большой» её можно назвать, если сравнивать с недавней нулевой базой — в 2023 году город вообще не вёл отдельного учёта расходов на газоны, а в 2024-м три района города вошли в эксперимент и получили по 15 млн руб. на решение новой, а точнее, хорошо забытой задачи. Первомайский, Советский и Дзержинский районы с освоением средств справились без затруднений, поэтому сейчас выделяют 135 миллионов на все территории города.
Уже видно, что подходы у глав районов разные: например, в Кировском намечено сделать больше всего участков (шесть), а в Калининском один, но большой (вдоль ул. Богдана Хмельницкого). Есть разнообразие по видам планируемых работ. Не трудно догадаться, что именно глава Советского района Дмитрий Оленников замахнулся на весь набор инструментов для удовлетворения взыскательного академовского жителя: обновление газона, высадка деревьев и живой изгороди, замена бордюрного камня. У остальных районов планы скромнее. Даже в Центральном округе.
Осторожность главы округа Владимира Захарова можно понять. В прошлом году на улице Урицкого провели комплексное благоустройство — вместе с асфальтированием дороги реконструкции подвергли и прилегающую зелёную полосу. Взбудораженные сценами сноса деревьев жители совершали набеги на рабочих и администрацию, под микроскопом проверяли достоверность актов о болезненном состоянии каждого дерева и чуть не довели до увольнения по собственному желанию главного эксперта по озеленению Светлану Гижицкую.
Ко всему прочему, в «тихом центре» живут редакторы и журналисты нескольких средств массовой информации, так что СМИ здорово раскачали лодку. Но «искрит» тема и в других локациях, где власти пытаются обновлять окоченевшие общественные пространства. Для системной работы с газонами надо преодолеть ряд узких мест. Например, прошлой осенью газоны и саженцы на Советской с огромным трудом приземлили, а уже зимой соцсети накрыли мэрию волной ненависти — жители выкладывали фото, где снежно-ледяные глыбы техника навалила прямо на неокрепшие стволы черёмухи Маака. Также новые газоны рискуют погибнуть под напором реагентов, которые пока часто сваливают на газон, а не вывозят вместе с подтаявшей снежной кашей. Соответственно, кому-то придётся учить дорожников бережному отношению к газонам.
Учить необходимо и массу других, куда менее организованных, участников «борьбы с озеленением». Мало кто в это вникает, но в половине случаев фотокомпромат на мэрию, где засняты обрубки стволов после «омолаживающей обрезки», оказывается на совести самих жителей. Так в прошлом году многие ахали и охали по поводу варварской обрезки клёнов вдоль дома, именуемого в народе «Китайская стена» (Вокзальная магистраль, 5). Оказывается, тот участок с деревьями принадлежит собственникам жилья, обрезку заказало ТСЖ, и со всеми возможными нарушениями её выполнил частный подрядчик. Разумеется, пользователи соцсетей в такие подробности не вникают, и всегда будут винить власть.
В таких ситуациях объясняться с рассерженными горожанами почти бесполезно. Но и просто отмахнуться — тоже опасно. Выход видится в усилении штата районных агрономов, которые сегодня получают копеечную зарплату, и с каждым годом берут на себя всё больший груз ответственности: в Новосибирске к чиновникам уже предъявляли миллионные иски за падение деревьев на людей.
Опасные деревья и разрушенные газоны можно измерять в тысячах штук и в сотнях тысяч квадратных метров. Почти каждый объект требует обследований и, зачастую, индивидуальных решений. Причём решений не простых: есть небольшие, полностью убитые газоны, которые невозможно реанимировать и нормально содержать в силу запредельной транспортной нагрузки. Это газоны-зомби, которые не спасти ни посевом травы, ни заменой бордюра, ни штрафами системы «ПаркНет». Вопрос о таких «газонах» власти пока даже кулуарно не решаются обсуждать.
Вот уж действительно: глаза боятся, но руки уже что-то делают. Задача действительно пугает своим масштабом — в новой редакции генплана площадь озеленения и благоустройства должна увеличиться, будет 292 объекта вместо 256. Значительная часть этого озеленения существует на бумаге, а на деле — марсово поле с коркой из реагентов. Вгрызаться в эту корку предстоит главам районов. Очевидно, что не только жители, но и работники прокуратуры эту благодатную тему без внимания не оставят.