В деле Зырянова раскрываются эпизоды
Навстречу годовщине ареста гендиректора областной Корпорации развития Александра Зырянова появились подробности эпизодов, по которым его обвиняют во взяточничестве. Судебный процесс обещает много интересного, если все свидетели защиты получат слово.
Уголовное дело против руководителя АО «Корпорация развития Новосибирской области» Александра Зырянова стало одним из самых громких в богатом на подобные поводы 2024 году. Топ-менеджеру накидали, один за другим, аж три эпизода взяток в особо крупном размере и один факт покушения на взятку. Ни по одному Зырянов вину не признал. В начале июня будет год, как он находится под стражей в СИЗО на Караваева. Между тем, судя по данным защиты, следствие не преуспело в допросах многих свидетелей, хотя необходимость того для установления истины кажется вполне целесообразной. Информационные пробелы заполняются адвокатскими опросами, подшиваемыми в дело.
Три эпизода взяток строятся на показаниях двух бывших коллег Зырянова. Первый, ставший поводом для ареста, связан с проведением в Новосибирске одновременно с выборами президента в марте 2024 года кинофестиваля «Семейные ценности». Организатором выступила Корпорация развития, но инициатива, по данным защиты, исходила от политтехнологов, работающих на администрацию президента. Проект был одобрен внутриполитическим блоком областного правительства и региональным штабом «Единой России». Подоплёка была в том, что между бесплатными киносеансами горожанам показывали ролик избиркома с призывом идти на выборы.
Для финансирования фестиваля Зырянов попросил бывшего директора Промышленно-логистического парка Александра Гоманова найти среди резидентов и партнёров, желающих поддержать проект. Тот привлек отца и сына Муслимовых, контролирующих компании «Стройтех» и «Техстрой-НСК». Впоследствии Гоманов дал показания, будто ему было приказано заключить с ними некие контракты в обход конкурсов. А оплату публикаций про кинофестиваль следствие посчитало взяткой для Зырянова, ибо это якобы был пиар, направленный на формирование его положительного образа.
Весьма нетрадиционная форма взятки, и, тем не менее, такое обвинение стало достаточным основанием отправить топ-менеджера за решётку. По статье 290 часть 6 судьи при выборе меры пресечения почти всегда поддерживают сторону следствия. Эксперты по горячим следам ареста предполагали, что в деле появятся новые эпизоды, чтобы «засилить» позицию обвинения. Так и произошло.
Во втором эпизоде Гоманов показал, будто ещё в июне 2021 года Зырянов поручил ему взять для него у тех же Муслимовых 3 млн рублей. Гоманов якобы отдал свои, а затем постепенно выбрал эту сумму у подрядчиков. Взамен Зырянов якобы приказал ему заключить с предпринимателями контракт на 16 млн рублей. По данным защиты, за время работы директором ПЛП Гоманов заключил с фирмами Муслимовых контрактов на 800 млн рублей. Зырянов утверждает, что до весны 2024 года не был знаком с Муслимовыми, лишь после кинофестиваля случилось «шапочное» знакомство. Но предприниматели подписали явку с повинной, а Гоманов сотрудничает со следствием. Это весомые процессуальные аргументы.
Весьма примечателен третий эпизод дела, в котором гендиректор УК «Биотехнопарк» Александр Иванов (в прошлом сотрудник Следственного комитета) написал заявление, будто передал Зырянову взятку 1,5 млн рублей за общее покровительство. По версии защиты, речь шла о сборе средств на закупку инкассаторских броневиков для СВО. Зырянов активно собирал помощь бойцам и сам лично неоднократно бывал «за ленточкой», сопровождая гуманитарные конвои. В тот раз не хватало средств, чтобы выкупить 5 броневиков в Калининграде. Деньги Зырянов собирал вместе с руководителем новосибирской «Опоры России» Игорем Саловым и Евгением Мироненко из «Российского союза молодёжи». Чтобы добрать недостающее, гендиректор Корпорации развития обратился к Иванову с просьбой поговорить с резидентами. Предложил перевести деньги на карту продавцу. Однако Иванов предпочёл передать 1,5 млн наличкой.
С деньгами Зырянов улетел в Москву, а далее в Донецк, где новосибирцы дождались прихода купленных машин и передали их адресатам. Участником передачи был советник главы ДНР генерал Ян Гагин. Один броневик Зырянов с Саловым доставили командиру добровольческого формирования «Ахмат» генералу Апти Алаутдинову. Об этом вышел сюжет в «Вестях». Вот бы и тут поискать корни для взятки в виде пиара, но тут следователи оказываются на тонком льду. По данным защиты, участники операции по покупке и доставке броневиков для СВО готовы дать показания. Только следствие не спешит их опрашивать.
Также неопрошенными остаются ключевые фигуранты эпизода с покушением на взятку. В первую очередь, гендиректор ООО «Маслов» Цюй Фэй, у которого Зырянов якобы вымогал подношение. «Маслов» — ключевой резидент Южного ПЛП. Для крупного китайского инвестора правительство решило продемонстрировать готовность масштабной поддержки и подключить предприятие к сетям за бюджетный счёт. В качестве ответного жеста Цюй Фэй предложил перечислить 50 млн рублей на проекты, важные для руководства региона. 20 млн инвестор перечислил на счёт, указанный правительством. 30 млн было предложено перевести в ПЛП, а далее перенаправить по указаниям правительства. Защита Зырянова утверждает, что инициатором такой схемы движения второго транша был Гоманов, а не Зырянов. Но, в любом случае, речь идёт о финансовых операциях, полностью подконтрольных руководству области, и прозрачных для инвестора. Непонятно, каким образом Зырянов мог бы вывести эти деньги в своё распоряжение.
Посредством адвокатских опросов к делу приобщены показания Цюй Фэя и министра экономического развития Льва Решетникова, подтверждающие позицию Зырянова. Участники истории с броневиками тоже опрошены — но не следователями. Следствие очень медленно работает со свидетелями. Не исключено, что часть фигурантов так и останутся недопрошенными. И не факт, что суд позволит им дать показания в процессе. Но даже если и удовлетворит все ходатайства защиты — что с того? В деле против министра ЖКХ Дениса Архипова целая группа высокопоставленных чиновников дала показания в поддержку его невиновности, а следствие и прокуратура всё равно настаивают на тюремном сроке. В любом случае, развитие дела Зырянова обещает быть нескучным, доколе он настаивает на невиновности и отказывается от сделки со следствием.