Годовой рубеж мэра Кудрявцева
С новым мэром Максимом Кудрявцевым город получил кратный рост показателей, по которым столица Сибири традиционно отставала от многих миллионников. Наиболее очевидные перемены горожане видят на улицах.
Год назад, 16 апреля, депутаты горсовета выбрали нового главу города — профессионального топ-менеджера с опытом работы в бизнес-структуре. Через десять дней он начал кардинально перекраивать систему управления, которая не менялась почти десятилетие. В довольно сжатые сроки была проведена замена управленческой команды — Кудрявцев обновил заместителей (пять из семи), назначил трёх новых глав районов и порядка 40 руководителей из номенклатуры мэрии. С учётом инерции больших систем управления, появления заметных результатов можно было ожидать через год-два, но уже в феврале 2025 года Максим Георгиевич смог впечатлить депутатов результатами.
В отчёте на сессии рекордные 100 миллиардов бюджета прозвучали только в качестве вишенки на торте. Главным же содержательным изменением стала динамика собственных доходов — они выросли на 14,3 миллиарда, тогда как годом ранее прирост составлял всего 2,6 млрд руб. С учётом дополнительных поступлений из областного бюджета значительно изменилось положение нашего города в сравнении с другими большими городами России, которые конкурируют между собой в борьбе за удержание качественного человеческого капитала.
Всего три квартала потребовалось мэру для того, чтобы выправить многолетнее проседание по важному показателю, определяющему положение Новосибирска в ряду городов-миллионников. Речь о доходах бюджета города в пересчёте на одного жителя. В последние годы Новосибирск стандартно занимал позиции с 5 по 7-ю, а по итогам 2024 года наш город занял вторую строчку (61,5 тыс. руб. на человека против 75,9 тыс. руб. у Краснодара). Убедительное свидетельство эффективности блока, отвечающего за доходы.
Более прочный финансовый фундамент позволяет рассчитывать на дальнейшее улучшение ситуации с уборкой города. «Само растает» и «ямы по Локоть» — эти народные мемы не выходят из головы уже двух поколений новосибирцев. Все мы как будто оказались участниками социального эксперимента, и согласно «теории разбитых окон» даже у наиболее ответственных горожан стало пропадать желание поддерживать порядок на улицах и во дворах. Эту — казалось, уже необратимую тенденцию — новая команда смогла переломить. В 2,5 раза увеличили количество дорожных рабочих, приобрели рекордное количество спецтехники, на 2025 год предусмотрели в три раза больше денег на создание новых газонов, и — совсем уж из разряда чудес! — провели опрос горожан, чтобы учесть их мнение при дальнейшем выборе реагентов, которые будут применять следующей зимой для борьбы с гололёдом.
Финансовая эффективность, ротация кадров, вовлечённость горожан — изменения безусловно важные и самоценные. Но весь комплекс новых управленческих решений мог сильно обесцениться из-за ущербной практики сотрудничества с подрядчиками, скажем так, занимающими особое положение. Как известно, последние пять лет как снежный ком росли сигналы о нарушениях при строительстве инфраструктуры ЛДС «Сибирь-Арена» и станции «Спортивная». Дальше особый стиль работы подрядчиков затормозил ремонт на других важных объектах — в Первомайском сквере, на Октябрьском и Димитровском мостах. Отступления от проектных решений, срывы сроков — всем всё было известно, но исполнительная власть и правоохранительные органы воздерживались от действий. В итоге решение о пересмотре отношений со «СпецТрансСтроем» и другими «особо привилегированными» подрядчиками досталось новому мэру в очень тяжёлой ситуации.
До наступления зимы срочно пришлось менять коней на переправе. В авральном режиме удалось возобновить шестиполосное движение на двух мостах — иначе в городе неминуемо произошёл бы транспортный коллапс. «Чтобы не доставлять жителям большого дискомфорта сейчас сначала будем ремонтировать Димитровский мост, а потом приступим к доработкам по Октябрьскому», — объяснил Кудрявцев дальнейшую перспективу решения наболевшего вопроса. Менять подрядчиков на подобных объектах — это риск. Но, судя по всему, решение оказалось правильным. На Октябрьском мосту удалось сделать первоочередные работы, увеличился и общий объём дорожного ремонта в городе. Первомайский сквер под большим прессингом доводил до готовности прежний подрядчик, а вот парк «Каменка» будет завершать уже другой.
Крайне важной для новосибирцев была проблема замороженной станции метро, но и тут появился свет в конце тоннеля. Документация по «Спортивной» наконец-то получила положительное заключение государственной экспертизы, и сейчас новый подрядчик имеет хорошие шансы завершить станцию в 2025 году. По метро пройден и другой психологически важный рубеж — заказан проект перегонного тоннеля на Дзержинской ветке, ведётся подготовка к проектированию новых станций. Пошли закупки новых составов, и уже не вызывает опасений программа полного обновления парка вагонов подземки до 2030 года.
Многие изменения пришлось делать «с колёс», и одновременного готовить новую конфигурацию управления отраслью. В начале марта 2025 года структуру ДТиДБК разделили надвое — департамент транспорта и департамент дорожно-благоустроительного комплекса. До этого происходило распределение спецтехники ДЭУ и средств на уборку между районами города. А дальше управление развитием и содержанием дорожной инфраструктуры будет сосредоточено в руках двух новых структур.
МКУ «Управление заказчика транспортных и инженерных сооружений», «Метро МиР» и «Управление дорожного строительства» становятся некой единой службой заказчика, которая будет отвечать за развитие автодорог и ливневой канализации, проведение конкурсов на строительство дорог, трамвайных путей и метро. Ещё два учреждения — ГЦОДД и «Гормост» — станут основой для создания службы единого подрядчика. Эта структура займётся содержанием дорог, мостов, светофоров, ливнёвок и других сетей.
«В итоге мы внедряем принцип «одного окна», сокращаем дублирующие функции, проводим оптимизацию — система станет более прозрачной и централизованной», — рассчитывает Максим Кудрявцев. Сроки создания двух новых структур мэр пока не называет, но, по информации ЦДЖ, завершение реформы Кудрявцевым намечено уже во втором квартале этого года.
Отрасли транспорта и дорог находятся на пороге нового долгосрочного этапа развития. Совершенно очевидно, что показатели объёма и качества дорожных работ у нас явно не соответствовали званию крупнейшего муниципалитета. Но всего за год Новосибирск показал отличную динамику: объём вырос до 115 километров, что в 1,7 раза больше ремонтной программы предыдущего года. И это произошло ещё на этапе перехода от ручного управления к системной трансформации отрасли, которая завершится в 2025 году.