Зозуля наэффективничал на 9 лет

Уголовное дело против бывшего депутата заксобрании Юрия Зозули окончилось суровым приговором — 9 лет строгого режима за взятки и злоупотребления полномочиями. В прошлом созыве политик был одним из самых жёстких критиков правительства.

Подчеркнём — не то, чтобы Юрий Викторович был в оппозиции. С 2005 года избираясь в Законодательное собрание созыв за созывом, Зозуля был последовательным апологетом партии власти, входил в «Единую Россию». В части бизнеса проекты депутата были тесно связаны с государством. В частности, с развитием инфраструктуры Национального медицинского исследовательского центра имени Мешалкина, где депутат некоторое время работал заместителем директора. Основной профиль Зозули был связан со взаимодействием с «Ростехом». Много лет Юрий Викторович возглавлял представительство госкорпорации Сергея Чемезова в Новосибирской области.

Зозуля критиковал не федеральное, а областное правительство. Пик его влияния, как политика, пришёлся на созыв 2015-2020 годов. Заняв пост заместителя председателя комитета по бюджетной, финансовой политике и собственности, Юрий Викторович последовательно обострял вопросы эффективности использования областных активов. Его поучения раздражали многих высокопоставленных чиновников. Порой настолько, что на Зозулю даже жаловались — и по линии «Ростеха», и через аппарат полпреда президента в СФО, и в правоохранительные структуры. Особо настаивая на предложениях поискать непубличные финансовые мотивы в действиях депутата.

Юрий Викторович жил богато, не скрывая за ложной скромностью элементы роскоши. Жалобы ему не повредили, интерес правоохранителей до поры до времени обходил его стороной. Поворотным моментом стал выбор в пользу федеральной карьеры, сделанный в начале 2019 года. Зозуля принял приглашение возглавить новый холдинг «Спецхимия», созданный в периметре «Ростеха». Ради этого он досрочно сложил депутатские полномочия и уехал в Москву.

Уголовные дела в отношении топ-менеджеров предприятий «Ростеха» не редкость. Госкорпорация огромна. Очевидно, что у руководителей на местах и в головных организациях возникает много соблазнов. Во всяком случае, такой вывод можно сделать по судебной практике. Вместе с тем можно подозревать, что уголовные дела в столь обширной госструктуре могут использоваться как средство для сведения счётов и трамплин для карьерного роста.

Что пошло не так у Зозули — до сих пор неизвестно. Осенью 2022 года его арестовали по обвинению в мошенничестве в особо крупном размере, а позже переквалифицировали дело на более тяжелую статью — о получении взятки. Вместе с тем топ-менеджера обвинили в злоупотреблении полномочиями. По версии следствия, руководство завода имени Свердлова из нижегородской области передавало ему взятки из откатов со стороны поставщиков и потребителей продукции предприятия. В целом таким образом набежало подношений на 33 млн рублей.

Дело расследовали без резонанса, защита сделала ставку на закрытость и отказы от комментариев до самого финала процесса (хозяюшке на заметку — такой подход весьма распространён, но требует очень взвешенного применения). Прокурор просил для Зозули 9 лет, суд дал 9. Также реальные сроки получили гендиректор завода Юрий Шумский и его первый зам Олег Корпатенков. Примечательно, что приговор обошёлся без штрафов, которые в столь масштабном уголовном деле могли быть колоссальными. Прокуратуру с иском на взыскание 33 млн отправили в гражданский суд, что сигнализирует о не безупречности предъявленных претензий.

Приговор не вступил в законную силу, и обжаловать его могут как осуждённые, так и прокуратура, не удовлетворённая сроками. С учётом того, что Зозуля уже больше двух лет находится под стражей, апелляция может быть ему выгодна тактически: больше времени пройдёт до отправки на зону, ближе срок заявки на УДО. Чиновники новосибирского правительства и руководители областных проектов, которых Зозуля публично распекал на комитетах и сессиях, с живым интересов наблюдают за судьбой политика, учившего эффективности и рачительности.

Другие материалы