Передел полномочий между областью и городом упрётся в выборы мэра
В заксобрании и горсовете обсудили федеральный законопроект, меняющий принципы организации местного самоуправления. Коллективных возражений не нашлось, несмотря на то, что новеллы обещают региональной системе власти большие перемены.
Вслед за правкой Конституции и принятием закона о публичной власти федеральные законодатели взялись за муниципалитеты, деятельность которых до сих пор регулируется ФЗ-131, принятом ещё в 2003 году. Сейчас местное самоуправление как бы стоит особняком от государственной власти, а будет входить в общую вертикаль. Если кажется, что и сегодня зависимость муниципалитетов от регионального и федерального уровней и без того весьма велика, то юридически это не так: у разных властей разные полномочия, и разграничение сфер ответственности довольно жёсткое. Вот тому пример.
В конце апреля 2021 года в новосибирском заксобрании прорвалось массовое возмущение по поводу состояния областной столицы после зимы. Депутаты потребовали от мэрии Новосибирска отчёта о намерениях, как приводить улицы в порядок. Обсуждению было посвящено специальное заседание комитета по транспортной, промышленной и информационной политике. Звучало много критических замечаний в адрес мэрии, представители которой пришли просить денег на решение проблем. Но стоило областным депутатам заговорить о возможности непосредственного вмешательства в организацию ремонта новосибирских улиц, как их сразу одёрнули: это полномочия муниципалитета.
Конечно, у областной власти есть рычаги. Главный — давать дополнительные субсидии муниципалитету или нет. Но распоряжаться деньгами на местном уровне может уже только местная власть. Новый законопроект меняет расклад.
Федеральные законодатели предложили перезагрузку системы, в результате которой власти субъектов должны будут решить судьбу 28 видов полномочий, ныне закреплённых за муниципалитетами. В том числе, такие, как распоряжение землёй, управление строительной, рекламной и ритуальной сферами, дорожным хозяйством и ЖКХ. Даже присвоение адресов. Спортивная политика, гражданская оборона и ЧС, аварийные службы — всё это перейдёт в ведение субъекта. И там останется, если областные власти не сочтут нужным передать полномочия муниципалитету.
Представим развитие событий в Новосибирске. Если правительство решит оставить себе львиную долю полномочий, в мэрии можно будет сокращать структуру целыми подразделениями. Покажется напрасным не только строительство нового здания для чиновников возле Дома быта — сам Дом быта можно будет по новой сдавать в аренду. В то же время правительству придётся открывать вакансии, чтобы справиться с новыми полномочиями. И не факт, что переход заботы о городе в руки министерств пройдёт гладко. Передача полномочий в сфере здравоохранения из мэрии на правительственный уровень состоялась 1 января 2013 года, и наведение нового порядка, устраивающего и городских пациентов, и медперсонал, заняло несколько лет, а некоторые вопросы до сих пор то и дело обостряются.
Но если областное руководство решит оставить всё как есть (а именно, вновь передать все исторически муниципальные полномочия мэрии) это тоже вызовет большие вопросы. Поскольку в таком контексте губернатор будет напрямую отвечать за деятельность мэра и его подчинённых. Конечно, федеральные новеллы расширяют для главы региона возможность сносить глав муниципалитетов, плохо справляющихся с обязанностями. Однако это только на бумаге просто. На каждый чих не на увольняешься. А критиковать будут как раз за каждый чих. Только сейчас эта критика на муниципальном уровне концентрируется вокруг мэра. В будущем её сможет разделить губернатор. Это существенный фактор, объясняющий, почему логичнее всего губернатору и мэру быть представителями одной команды. В таком контексте у целесообразности прямых выборов мэра появляется серьёзный контраргумент на областном уровне.
В области, кстати, тоже маячат существенные перемены. Вместо нынешнего разнообразия форм местного самоуправления, по новому закону в России останутся лишь три вида муниципалитетов — городской округ, муниципальный округ и городская территория федерального значения. Последнего варианта в Новосибирской области нет. Значит, останутся города и районы. Сотни муниципалитетов в районах, исходя из такого расклада, будут ликвидированы.
В заксобрании не видят проблемы в таком секвестре. В конце декабря спикер ЗС Андрей Шимкив говорил журналистам о проблеме найти толкового главу для села. Меньше будет органов власти в районах — меньше вакансий нужно будет заполнять. Бюджеты муниципалитетов существенно укрупнятся пропорционально расширению границ ответственности. Рисков утраты управляемости, вакуума между жителями деревень и чиновниками в райцентрах депутаты не боятся. Во всяком случае, пока. Об этом можно судить по одобрительному отзыву, направленному заксобранием на проект.
Горсовет Новосибирска обсудил значимую для городской власти инициативу 18 января, накануне последнего дня, когда региональные парламенты могли представить в Госдуму свои инициативы перед первым чтением законопроекта. Уже это с ходу подсказывало: сенсаций от обсуждения ждать не приходится. Представители системной и несистемной оппозиции высказали тревоги относительно судьбы муниципальных полномочий. Но легитимных вариантов повлиять на законопроект у депутатов горсовета уже просто не оставалось. К тому же, позиция «Единой России», контролирующей большинство голосов, что в горсовете, что в заксобрании, априори обрекала на провал любые попытки осудить законопроект. Понятно, что против разнарядки из Москвы партия власти пойти не могла. Хотя последствия поставят перед теми же единороссами очень непростые вопросы.