Кредиторы OR GROUP встали в очередь за банкротством

Кредиторы выстроились в очередь с заявлениями на банкротство новосибирской ГК «Обувь России», переименованной в OR Group на волне расширения сфер деятельности. Волна импортозамещения не помогла поддержать бизнес на плаву. Поможет мобилизация?

1 октября истёк мораторий на банкротство, введённый правительством весной для поддержки бизнеса после начала военной спецоперации. Уже 2 октября 7 кредиторов опубликовали на портале «Федресурс» сообщения о намерениях обанкротить 5 юрлиц, входящих в OR Group. Речь про ПАО «ОРГ», ООО «ОР», ООО «Микрокредитная компания «Арифметика»», ООО «Фабрика С-теп» и ООО «Дизайн-студия». Уже тогда можно было предположить, что разочарованные контрагенты не намерены терять ни дня на пути к прижучиванию должника. Так и вышло: выждав положенный по закону 15-дневный срок, компании заявили иски о банкротстве. Следом за предприятиями-кредиторами и индивидуальными предпринимателями в дела о банкротстве вступили банки-тяжеловесы — Сбер и ВТБ.

В феврале OR Group допустила технический дефолт по одному из облигационных займов на 600 млн рублей. В общем объёме кредитов обувного гиганта это казалось бы незначительным недоразумением, но на рынке публичных заимствований особые правила. За дешёвые займы надо платить повышенной прозрачностью и рисковать масштабными негативными последствиями из-за каждого чиха. Впрочем, анализ подсказывал, что состояние здоровья компании Антона Титова обоснованно вызывает серьёзные опасения. Потому и не особо удивили дефолты группы по прочим займам.

Благодаря мораторию на банкротство власти Новосибирской области рассчитывали поддержать на плаву крупную по местным меркам компанию. В апреле вице-губернатор Сергей Сёмка встречался с кредиторами ОР. «Компания работает на сегодня, 3,5 тыс. человек по всей России. Осталось одно производство, фабрика «Степ» в Бердске. Сегодня мы рассматриваем, чтобы сохранить актив для производства», — рассказывал чиновник журналистам.

Научившись на опыте Михаила Титова, в 90-х создавшего в Новосибирске обувную компанию «Вестфалика», его сын Антон менее чем за 20 лет построил одну из крупнейших обувных сетей России, параллельно развивая и производство, и розницу. «Обувь России» использовала все тренды ритейла и маркетинга. Титов первым запустил продажу обуви в кредит и постепенно пришёл к созданию собственной финансово-кредитной организации — МКК «Арифметика».

Власти Новосибирской области возлагали на «Обувь России» большие надежды. Компания обещала создать основу для международного обувного кластера в Линёво, построив там две фабрики. Долгое время на ОР смотрели как на базового резидента линёвской Территории опережающего социально-экономического развития. Несколько лет тянулись переговоры, и в практическую фазу проект так и не вошёл. Весной 2021 года официально объявила об отказе от планов по строительству предприятий в Линёво. Вместо этого в компании решили сосредоточиться на восстановлении финансовых показателей, существенно упавших в пандемию.

Экспансия требовала новых и новых финансовых вливаний. Прогрессивный менеджмент ОР использовал все возможности, включая облигационные займы и размещение акций на бирже. Гигантской проблемой для бизнеса стало резкое падение трафика в магазинах. За время пандемийных ограничений россияне привыкли покупать обувь в интернете. Титов пытался заманить народ в магазины расширением ассортимента, но это лишь размыло позиционирование. Собственный маркетплейс ОР проигрывает крупным торговым интернет-площадкам.

На сайте OR Group последняя новость про собрание акционеров 24 июня, на котором подвели итоги 2021 года. «Компания продолжила трансформацию бизнес-модели и завершила программу ребрендинга, выйдя за рамки fashion-сегмента», — это, пожалуй, единственный позитивный результат из отмеченных. В остальном — проблемы. «В условиях структурных изменений на потребительском и финансовом рынках компания столкнулась с серьёзными вызовами, что оказало влияние на показатели: так, выручка Группы по итогам года снизилась на 24,4%, — констатирует релиз. — Также OR GROUP произвела переоценку запасов и сформировала резерв под обесценение неликвидных товарно-материальных ценностей, расходы на эти цели составили 4,7 млрд рублей». Из-за этого EBITDA ушла в минус, о прибыли и нечего говорить, так что направить на дивиденды акционерам было нечего. Особенно на фоне дефолтов, допущенных в первом полугодии 2022-го. «Сейчас Группа находится в процессе выработки и согласования программы реструктуризации долгового портфеля, компания предложила держателям варианты реструктуризации для обсуждения, впоследствии компания перейдёт к следующему этапу проведения преОСВО», — сказано в релизе.

ПреОСВО — это предварительное общее собрание владельцев облигаций. Судя по ходу дел, за прошедшее с июня время компания не преуспела в согласованиях с кредиторами. Тектонические изменения в экономике, произошедшие, скажем так, постСВО (после специальной военной операции) давали шанс на бурный рост всем отечественным производителям, готовым к стремительной экспансии на волне импортозамещения. В этой части прорыва у «Обуви России» тоже не случилось. Мобилизация может оказаться последним шансом. В стране резкий скачок спроса на военную обувь, а у OR GROUP есть опыт её производства. Диверсифицировать производство за счёт выпуска берцев Титов взялся ещё в 2016 году. В перспективе 3-4 лет он планировал довести долю военной обуви в выручке компании до 18%. Сейчас потребность — только успевай поставлять. Если можешь. Может ли OR GROUP — скоро прояснится в банкротном процессе.

Другие материалы