АИР и «Союзмультфильм» дали сюжет для креативной экономики

Агентство инвестиционного развития подписало меморандум о сотрудничестве с «Союзмультфильмом». Проект может стать первым шагом к созданию областного медиатехнопарка – новосибирской площадки для развития креативных индустрий.

Документ о сотрудничестве был подписан директорами АИР и «Союзмультфильма» Александром Зыряновым и Борисом Машковцевым 15 января. Детали меморандума стороны не разглашают. Но известно, что речь идёт о возможности совместных действий по развитию производства анимационной продукции в Новосибирской области. Не исключено, что в повестке сотрудничества значится новосибирский аналог «Союзмультпарка». Пока такой есть только в Москве на ВДНХ. Это полностью мультимедийная развлекательно-развивающая площадка для детей и взрослых, где можно не только хорошо провести время, но и приобрести новые навыки, востребованные в период повышенного спроса на креативные индустрии.

Уровень развития креативной экономики в мировом раскладе значит сегодня больше, чем состояние промышленности. Россия не исключение: федеральные власти ищут пути стимулировать креативный сектор, из-за чего на первый план выходят то одни, то другие приоритеты этой сферы. Одно время во главе угла были нанотехнологии, потом инновации, затем цифровизация. Если внимательно проанализировать госпрограммы и нацпроекты, найдётся много фактических доказательств заинтересованности государства в поддержке креативного класса. Но без системного подхода и соответствующей политической основы это похоже на разрозненные усилия. В том числе, потому, что среди чиновников и депутатов нет однозначного представления, что относится к креативным индустриям и больше прочих направлений нуждается в господдержке.

В стратегии развития Новосибирской области как приоритет сформулирована капитализация интеллектуального и творческого потенциала. В отличие от разработки природных ресурсов и создания промышленных средств производства, работа с человеческим капиталом требует создания благоприятной среды для творчества. Не абы какого, а в котором пересекаются культура, бизнес и технологии. Мировая практика выделяет четыре отрасли креативной экономики. Первая включает сферы деятельности, связанные с гуманитарными и фундаментальными знаниями и искусствами. Вторая – все виды медиа-индустрий. Третья объединяет дизайн, архитектуру, моду, игрушки, туризм с соответствующим программным обеспечением. Четвёртая это программное обеспечение хозяйственной деятельности на основе цифровых коммуникаций.

В Новосибирске работают сотни организаций, входящих в отрасли креативной экономики. Но как таковая, эта экономика не определена, не обособлена в политике областных властей. Поэтому нет систематизации мер господдержки, требующей совместной работы разных министерств и ведомств, имеющих отношение к креативным индустриям. В качестве крупного проекта, способствующего их развитию, можно выделить Академпарк, дающий пристанище, в том числе, инноваторам, работающим на креативную экономику. Но в основе проекта Академпарка несколько иные приоритеты. В башнях-«гусях» найдётся место для представителей гейм-индустрии и разработчиков ПО для креатива, а вот дизайнерам, архитекторам, создателям фильмов и прочих мультимедиа нужно искать другие площадки.

Новосибирская область входит в число регионов-лидеров по уровню развития IT-индустрии, поскольку эта сфера деятельности осязаемо оформлена от профильного образования в вузах через немногочисленные, но действующие институты развития до растущих и множащихся компаний. Другие креативные индустрии нуждаются в таком же системном подходе, чтобы занять достойные роли в структуре экономики региона.

Среди чиновников в 2020 году ходили слухи об идее с условным названием «Медиатехнопарк», предполагающей создание нового института развития по аналогии с Академпарком и Биотехнопарком, ориентированного на креативные индустрии. Опыт действующих институтов развития говорит, что успешное заполнение и развитие площадок обусловлено появлением «якорных» резидентов.

Сейчас непонятно, может ли сотрудничество АИР и «Союзмультфильма» дать старт для создания нового предприятия, способного стать такого рода «якорем», или первопроходцем. Но технические возможности предоставить площадку у агентства есть. В частности, в 2020 году АИР получил в управление областной бизнес-инкубатор, располагающий зданиями в Кольцово и в Калининском районе Новосибирска. Акцент на креативной экономике вместо невнятной «всеядной» повестки мог бы актуально переформатировать бизнес-инкубатор. Вопрос в политической воле: агентство подконтрольно областному правительству и вряд ли выйдет на передовую в борьбе за развитие творческих сфер бизнеса без соответствующей установки властей.

Другие материалы