Рост мусорного тарифа впечатляет процентами, а не рублями

Публикации федеральных СМИ о лидерстве Новосибирской области среди регионов с максимальным ростом тарифа на вывоз ТКО могут вновь обострить внимание к политизированной «мусорной» проблеме. Но то в процентах, а в деньгах расклад иной.

Аудиторско-консалтинговая сеть FinExpertiza исследовала общероссийскую ситуацию с тарифообразованием на вывоз твердых коммунальных отходов по итогам 2020 года. В среднем по стране плата за вывоз мусора выросла на 4,05%. В раскладе по регионам проценты очень сильно отличаются. Новосибирская область выделяется на общем фоне как безусловный лидер с ростом на 39,2% по году. На втором месте Татарстан (24,8%), на третьем Омская область (20,9%). Не все регионы в 2020 году повышали тарифы. В Северной Осетии зафиксировано снижение на 18,5%, в Адыгее на 9,9%, в Магаданской области на 9,2%.

Плоды трудов исследователей стали поводом для публикаций «Ведомостей», РБК и других федеральных изданий. Для новосибирских депутатов это болезненное напоминание о заявленной, но нерешённой проблеме. Тариф резко вырос с 1 ноября в связи с тем, что региональный оператор по обращению с ТКО компания «Экология-Новосибирск» ранее пожаловался в прокуратуру на размер платы, установленный областным департаментом по тарифам. Прокуратура переадресовала жалобу в Федеральную антимонопольную службу, которая обязала департамент увеличить тариф. Руководитель департамента Гарей Асмодьяров оспорил решение ФАС в суде. До рассмотрения иска правительство просило в качестве обеспечения не поднимать тариф, но суд не согласился. Процесс продолжается.

Депутаты заксобрания обратились с просьбой отменить резкое повышение тарифов в ФАС и к руководству ППК «Российский экологический оператор». Аналогичное обращение принял горсовет. «Надо без ажиотажа дождаться решений. Вопрос сложнейший, он касается практически каждого жителя Новосибирской области», – комментировал спикер заксобрания Андрей Шимкив на пресс-конференции в конце декабря. Содержательных ответов депутаты не получили.

Рост тарифа на 39% поначалу вызвал резкую реакцию политиков, грозивших «ВИС» осложнениями по другим проектам, которые группа ведёт в Новосибирской области. В первую очередь, в части бюджетного финансирования строительства Центрального моста. Но к концу года тональность комментариев утратила былой накал. В «ВИС» произошли структурные изменения: по всем новосибирским проектам руководство группы определило единого переговорщика в лице гендиректора Производственной фирмы «ВИС» Руслана Семёнова. Именно ПФ «ВИС» ведёт строительство моста. Семёнову удалось вернуть диалог с новосибирскими властями в спокойное русло. А ситуация с тарифом не меняется.

Развития проблемной повестки не случилось потому, что тема не нашла гражданской поддержки. Для подавляющего большинства граждан изменения в платёжке за квартплату, сопряжённые с подорожанием вывоза мусора, прошли незаметно. Платили около 60 рублей в месяц с человека, стали платить около 80. Даже буйные общественники не пытались собирать митинги против роста тарифа на мусор, потому что понятно было – люди не пойдут. Федеральное исследование разбередило былую рану, но сейчас качать тему с целью перевести в протесты ещё более бесперспективно. Привыкли уже. Лишь бы мусор вывозили вовремя.

Что до общероссийского лидерства Новосибирской области по росту тарифов, то имеет смысл сравнить цифры не только в процентах, но и в рублях. В Новосибирской области повышенный тариф с человека составляет 83,36 рубля в месяц, в Татарстане 88,80, в Омской области от 87,14 до 108,92. В Свердловской области плата за вывоз мусора достигает 153,39 рубля с человека в месяц. В Московской области – 265,75 рубля. По итогам резкого повышения новосибирцы получили не самые низкие тарифы. Жители Алтайского края, Кемеровской и Томской областей платят поменьше. Но и от самых дорогих примеров вывоз мусора по-новосибирски отличается весьма существенно. А суд ещё не поставил точку в споре с областным департаментом по тарифам.

Другие материалы