Закрытый клуб одиноких инвесторов
Случайная публикация в соцсети о том, что 12 известных бизнесменов учредили совместную организацию – «Фонд региональных проектов» – вызвала ажиотаж в новосибирских СМИ, отвыкших от публичных коллективных инициатив предпринимателей.
Президентом фонда, созданного в январе нынешнего года, стал владелец «Сибирской хлебной корпорации» Дмитрий Терешков. Вместе с ним в учредители организации, призванной содействовать «эффективному ведению экономической деятельности предприятий», вошли известные лица регионального бизнеса: Александр Манцуров («Сибирский гигант»), Владимир Мартыненков («Метаприбор»), Олег Зырянов («Торговая площадь»), Игорь Диденко («Гофромастер»), Юрий Коропачинский (OcSiAl), Дмитрий Хмельницкий («Сибирь Девелопмент»), Виктор Овчинников («Подразделение Д»), Дмитрий Пингасов («Новосибирскавтодор»), Андрей Потапов («Неоком») и Александр Пойманов («ВПК-Ойл»). Как сказал бы поэт – богатыри, не мы. Что ни человек, то бренд. А общий знаменатель этой честной компании – «Премьер-клуб», неформально объединяющий сливки новосибирской тусовки, совмещающей деловую и светскую активность.
Внимание прессы застало партнёров врасплох. Судя по первым публичным комментариям, соучредители фонда либо не хотят распространяться о целях объединения, либо не вполне чётко их формулируют. Терешков заявил «Новосибирскому городскому сайту», что будут финансироваться «интересные для региона» «коммерческие проекты», а в качестве примера привёл школы нового типа и кампусы. Бойко же сообщил, будто главная цель – обсуждать и продвигать разные идеи для развития региона, а в качестве примера назвал туризм и внедрение новых технологий в строительстве.
Ничего удивительного в таком разнобое нет, коль скоро в одной организации собрались хорошо знакомые между собой, но столь разные в бизнесе предприниматели. А назвать прямо основную цель объединения им может быть неловко по соображениям, скажем так, политкорректности.
У новосибирской деловой элиты есть традиция в том или ином виде клубиться вокруг губернаторов. Так повелось со времени Виктора Толоконского. Разного рода «губернаторские клубы» появлялись и исчезали, мимикрируя под особенности действующего первого лица региона. Позапрошлый губернатор Василий Юрченко, к примеру, собирал генералов от бизнеса вместе ради внебюджетного финансирования декораций к балету «Щелкунчик», ставшего самой масштабной и дорогой постановкой Новосибирского театра оперы и балета.
Полтора года назад в области появился новый глава, абсолютно незнакомый для местной деловой тусовки. Интерес к знакомству был взаимным. Первое неформальное знакомство Андрея Травникова с новосибирской бизнес-элитой состоялось в конце осени 2017 года на заседании «Премьер-клуба», и стало не последней встречей в таком формате и составе.
Так могло продолжаться и дальше. Но бизнесмены, умеющие отлично дружить и весело проводить время вместе, вместе с тем, являются соперниками в тонкой материи признания влиятельности. Это не рейтинг «Форбс», здесь сложно проводить замеры, поскольку критерии неочевидны и сложны для формулирования. Оценка строится на ощущениях, и, как правило, она непубличная. Но для посвящённых понятно без слов, кто круче в этом неофициальном табеле о рангах.
По отдельности крупные бизнесмены, заинтересованные в политических возможностях, взялись самостоятельно наводить мосты к обновлённой региональной власти. Кто-то использовал депутатский статус, кто-то партийное спонсорство, кто-то московские связи, кто-то актуальный инвестпроект. У кого-то получилось лучше, у кого-то хуже. В составе «Фонда региональных проектов» не видно многих известных завсегдатаев тусовок «Премьер-клуба». Очевидно, этот фонд – площадка не для всех (кого-то не позвали, а кто-то уже нашёл свои ходы-выходы). Понятно, что она формально заточена под проекты, интересные для Травникова. Но дойдёт ли дело до их физического воплощения, или же фонд останется лишь в качестве коммуникативной платформы?
За редким исключением, соучредителей не связывают совместные проекты. Более того, у некоторых из них принципиально разные подходы к ведению дел. Зато каждый умеет считать деньги и трепетно относится к своему кошельку. Смогут ли друзья договориться бесконфликтно, если процесс дойдёт до хотя бы одного реального инвестпроекта? Это зависит от модерирующей роли губернатора. В своё время не все приглашённые были рады спонсировать культурные инициативы Юрченко, но для кого-то понт оказался дороже денег, а кто-то посчитал неправильным игнорировать предложение первого лица.
В числе позитивных моментов отметим упомянутый в начале ажиотаж СМИ. Медиа настолько отвыкли от коллективных предпринимательских инициатив, что с большим энтузиазмом готовы раздувать любой подобный информационный повод, даже при фактическом отсутствии содержательного контента. Это добрый знак для делового сообщества: альянсы бизнесменов могут смело рассчитывать на внимание, необходимое для продвижения значимых инициатив.