Заксобрание отмечает юбилей на пике формы
25-летие новосибирского заксобрания пришлось на новый рубеж в отношениях с исполнительной властью. Отказавшись от попыток ослабить друг друга, депутатский корпус и губернатор усилились как союзники в стратегических вопросах.
Редко случается, чтобы сессия Законодательного собрания выпадала на пятницу. 26 апреля как раз такой день – особый, поскольку перед выходными вслед за сессией депутатов ждёт торжественное собрание по поводу 25-летия областного законодательного органа. Символично, что следом возьмёт отсчёт новый предвыборный год. В сентябре 2020 пройдут очередные выборы в заксобрание, и уже сейчас можно выделить лейтмотив грядущей кампании.
В нынешнем депутатском корпусе есть политики, избиравшиеся по 4-5 раз. Они помнят время, когда выборы в Новосибирский областной Совет проходили лишь по одномандатным округам, а мандатов было всего 49. После добавления представителей партий, избираемых по спискам в соответствии с изменившимся законодательством, депутатов сразу стало в два раза больше – 98. Один избирательный цикл спустя количество было оптимизировано до 76: половина избирается по округам, половина по спискам. Окончательный ли это расклад? Сегодня никто не скажет определённо. Может измениться федеральное законодательство, могут потребовать корректив внутрирегиональные политические моменты. Но в основной массе депутатский корпус сохраняет узнаваемость и преемственность. В будущем составе заксобрания эти черты, скорее всего, сохранятся. Во всяком случае, к этому располагают отношения, выстроившиеся между спикером Андреем Шимкивом и губернатором Андреем Травниковым.
Почему, собственно, областной Совет был переименован в Законодательное собрание? Некоторые склонны считать, что это было лишь отражением федерального тренда к унификации региональных органов власти. Но посмотрите на сибирские субъекты. В Кузбассе до сих пор законы принимает Совет народных депутатов, на Алтае – Эл-Курултай, в Тыве и вовсе Великий Хурал. Более посвящённые и опытные политики напомнят, что переименование происходило в 2010 году, когда технологи ломали голову над фишками, способными пробудить в людях хоть какой-то интерес к выборам областных депутатов. И, в конечном счёте, использовали сугубо маркетинговый ход – ребрендинг.
В новом названии появился акцент на законотворчество. Но опытные депутаты (неофициально, конечно) очень скептически оценивают влияние законодательной власти в то время. Тем более, когда есть с чем сравнивать. В созыве, избранном в 2015 году, потенциал законотворческой деятельности раскрылся гораздо полней, чем прежде. Вместе с этим депутаты вошли во вкус контрольной деятельности, вникая в проблемы эффективности бюджетных расходов и управления госсобственностью. Узнаваемость парламентариев и их влияние выросли кратно. В перспективе выборов-2020 областные мандаты интересуют политическую элиту уже гораздо сильней городских, а в прошлых циклах была обратная тенденция. Никакие маркетинговые приёмы для привлечения внимания к выборам в заксобрание уже не нужны: повышенное внимание общественности будет обеспечено острой конкуренцией.
Для приехавшего руководить незнакомым регионом Травникова сильное заксобрание, претендующее на равноправное партнёрство с исполнительной властью, было вызовом. Новосибирский истеблишмент с большим интересом готовился к остросюжетному сериалу, как новый глава региона будет мериться силами с председателем заксобрания и поддерживающими его депутатами. Но попкорн был запасён зря. В статусе врио губернатора Андрей Александрович сумел быстро понять настрой Андрея Ивановича и депутатов. Депутатский корпус тоже поймал настроение главы региона работать в диалоге. О том, что это не пустые слова, говорит история принятия областного бюджета на 2018 год. Травников был назначен в Новосибирскую область в разгар бюджетного процесса – самого важного календарного периода, требующего ежедневных консультаций между правительством и депутатскими комитетами. Ещё не владея полностью местной спецификой, глава региона включился в процесс, который буквально месяц спустя завершился единогласным принятием бюджета заксобранием.
Единогласные либо близкие к таковым результаты голосований стали характеристикой совместной работы исполнительной и законодательной властей. Депутаты со стажем работы в прошлых созывах могут напомнить, что в истории отношений двух ветвей бывали периоды полной предсказуемости, когда любые инициативы обладминистрации или правительства региона получали гарантированную поддержку большинства (тогда самокритичные народные избранники сами себя называли «однокнопочными»). Но это оборачивалось постоянными конфликтами между парламентским большинством и меньшими фракциями. Не было единства и в «Единой России», несколько созывов сохраняющей контрольный пакет мандатов, результатом чего стало избрание в 2015 году Шимкива спикером не по указке, а по свободной воле депутатов. Андрею Ивановичу удалось сформировать межпартийный консенсус, а Травников сумел развить традицию находить компромиссы со всеми фракциями для обеспечения максимальной поддержки решениям, принимаемым областной властью.
Если в былые годы губернаторам приходилось продавливать через заксобрание нужные решения, то сейчас исполнительная власть разделяет с депутатами ответственность, уважая их интересы и полномочия. Таким образом, вместо засадного полка в тылу Травников сумел получить в союзники политический спецназ, способный реально помогать в решении практически любых задач на областных территориях – от мобилизации избирателей на выборы президента до разъяснения непопулярной пенсионной реформы. Вероятно, Андрею Александровичу хотелось бы сохранить достигнутый уровень отношений и после 2020 года. Поэтому можно предположить с высокой долей вероятности, что актив заксобрания, способный обеспечивать межпартийный консенсус, пойдёт на перевыборы при поддержке губернатора.