Уроки коронавируса для власти и бизнеса

Правительство Новосибирской области продолжает освобождать сферы бизнеса от ограничений, связанных с коронавирусом. На этой неделе анонсировали возобновление работы гостиниц, многие из которых не прекращали работу ни на день.

Как мы уже неоднократно отмечали, в период пандемии самой востребованной мерой государственной поддержки стало разрешение на возобновление работы. Логично, что чем раньше отрасль выходила из локдауна, тем легче переносила кризис. Государство декларировало разнообразные меры поддержки предприятиям, вынужденно простаивавшим. Со временем система господдержки начала работать, и многие компании получили некоторые средства, частично помогающие пережить ограничения. В их числе оказались не все пострадавшие, что, конечно, несправедливо. У этой медали есть и другая сторона: многие предприятия, де-юре закрытые, де-факто продолжали работу.

Это следствие перекосов в госполитике по регулированию отраслей в период пандемии. В Новосибирской области режим повышенной готовности из-за коронавируса сохраняется вкупе с масочным режимом. Однако из-под ограничительных мер выведены уже почти все сферы бизнеса. Понятно интуитивное стремление поскорей забыть прошедшие полгода, как страшный сон, и полноценно жить дальше. Но тревожные вести из-за рубежа подсказывают, что вторая волна пандемии не такой уж невероятный сценарий. Кроме того, жизнь должна была научить, что подобный коронавирусу сценарий может воплотиться наяву в любой момент. Значит, надо тщательно анализировать прошедший период, чтобы в будущем перекосов не было.

Вопрос взаимодействия власти с бизнесом здесь ключевой. Как ограничить общение людей, чтобы остановить распространение вируса, и, в то же время, сохранить экономику? Обеспечивать доходами и население, и бюджет, может только работающий бизнес. Федеральные и региональные власти искали баланс интересов, ориентируясь на текущую эпидемиологическую обстановку. В Новосибирской области власти ориентировались на рекомендации местного Роспотребнадзора, который получал инструкции из Москвы. Решения об открытии или закрытии тех или иных сфер бизнеса готовили министр промышленности, торговли и развития предпринимательства Андрей Гончаров и курирующий министерство вице-губернатор Сергей Семка.

Новосибирская область стала одним из немногих регионов, где фактического локдауна не было. Всего лишь несколько дней стояли стройки и промпредприятия. Общественный транспорт не прекращал работу ни на день. Новосибирцев немного покошмарили машинами с громкоговорителями, призывающими оставаться дома. Но по сравнению с Москвой и многими другим субъектами, жесткой остановки жизни не было. Более того, власти регулярно, примерно раз в две недели, объявляли об «освобождении» тех или иных отраслей. С одной стороны, это несло понятный позитив. Но чем дальше, тем острей звучали вопросы – почему одним разрешали работать, а другим нет?

До грани политизации этого вопроса почти дошли рестораторы. Они более активно, чем представители других отраслей, добивались от властей разрешения возобновить работу. И аргументы были такие, что не поспоришь: почему можно кормить людей в фастфуде и стритфуде, но нельзя в кафе и ресторанах, где стандарты обслуживания выше и легче поддерживать дезинфекцию на уровне? Операторы торговых центров недоумевали, почему им нельзя работать на фоне открытых продуктовых и ремонтных гипермаркетов. Ну и в целом ограничения выглядели странно на фоне работающих рынков.

С гостиницами история похожа на анекдот. Только грустный. Следуя букве распоряжений, отели должны были закрыться в конце марта. Фактически большинство новосибирских гостиниц работали всё время в разных режимах открытости. Опять же по факту крупные отели работали в режиме обсерваторов, предоставляя номерной фонд для тех, кто должен был выдержать двухнедельный карантин. На эту услугу нашёлся немалый спрос среди корпоративных клиентов. Но юридически отели смогли получить статус обсерваторов лишь через три месяца после ввода ограничений. Хотя очевидно, что запрос на эту услугу был изначально. Затянулся вопрос согласований между Роспотребнадзором и правительством.

При этом в отелях останавливались и совершенно обычные постояльцы. О чём, конечно, знали в областных министерствах. Поскольку сами же министерства и платили по счетам, оплачивая визиты делегаций. В том числе, очень много приезжих было в связи с избирательной кампанией. Случались и банкеты с участием высокопоставленных чиновников. И даже, страшно сказать, в период, когда ресторанам работать было нельзя.

На этом фоне новость о том, что ограничения на работу гостиниц в регионе могут быть сняты с 28 сентября, выглядит как недоразумение. Причём оцените формулировку: не будут сняты, а лишь могут быть сняты. То есть, отельерам нужно как бы сидеть и надеяться, до последнего момента пребывая в неведении, разрешат им открыться, или нет. С такими же неопределёнными анонсами открывались почти все отрасли. Рестораторам вот было конкретно не до смеха. Они узнали о разрешении возобновить работу день в день, и, конечно же, поспешили открыть двери. Но поначалу посетителям пришлось где-то несладко, а где-то не солоно. Автор этих строк пришёл пообедать в едва открывшуюся пельменную, в которой не оказалось пельменей.

И не новость, что солярии, которым могут разрешить открыться 28 сентября, на самом деле давно одаривают загаром тех, кому не хватает летнего сибирского солнца. Это не значит, что чиновникам нужно туже закручивать гайки в плане контроля, случись новые ограничения. Просто должны быть разумные подходы. Лучше уделять больше внимания профилактическим мерам и пропаганде гигиены, чем на словах закрывать, а на деле прикрывать глаза. Подходы к ограничениям и их отмене должны быть более прозрачными и понятными для предпринимателей. Иначе ведь и до подозрений в коррупции недалеко, если нет ясности, почему одним дают работать и зарабатывать, а другим нет.

Другие новости