Платные парковки без гнева и печали

Перевод парковок вдоль Красного проспекта на платную основу неожиданно стал самой лёгкой из новосибирских реформ. В соцсетях ворчат насчёт дороговизны часа, но никаких бурлений, петиций, воззваний. Даже оппозиция молчит, несмотря на скорые выборы.

В понедельник, 1 июня было непривычно видеть полупустые парковки в центре вдоль Красного. Даже на площади Свердлова перед правительством, где обычно машины стоят вокруг плотно забитой парковки в два ряда, на этот раз в изобилии были пустые карманы. Последующие дни недели показали, что это не разовый флешмоб. Новосибирские автовладельцы осознали, что теперь припарковаться быстро и удобно стоит денег: 50 рублей в час от площади Калинина до Писарева, и 100 в час далее, до автовокзала.

Перспектива ввода платы за парковки обсуждалась несколько лет. Тема была весьма горячей. Первые эксперименты мэрии с платными парковками возле железнодорожного вокзала и Центрального рынка вызывали бурную критику. А теперь перевод большей части главной улицы города и львиной доли парковочных карманов в платную часть встречен практически безмолвно.

В начале первого срока Анатолия Локтя на посту мэра муниципалитет затеял непростую реформу, предусматривающую ликвидацию большинства парковочных карманов вдоль Красного проспекта и запуск общественного транспорта по выделенной полосе. У грядущего преобразования было много противников, опасающихся, что ликвидация карманов только ухудшит ситуацию с пробками на главной улице, и никакие камеры контроля не спасут. На деле результат оказался иным: Красный поехал, а общественный транспорт – даже быстрей частного. И дело всё же не только в страхе получить штраф с камеры слежения. На выделенной полосе часто приходится видеть таксистов, а они лучше других знают цену этому контролю. В большей степени влияет фактор дисциплины.

Теперь мы видим, что этот фактор силён и в случае с платными парковками. Ситуация феноменальная. Чтобы попасть на огороженную парковку, нужно получить пропуск, иначе не откроется шлагбаум. Понимая, что выехать удастся только после оплаты, автолюбитель лишний раз под шлагбаум заезжать не будет. А на открытую парковку посреди проспекта – легко. Хотя бы и не разобравшись. Или в надежде на то, что камеры его не зафиксируют, или счёт не выставят. Но не в нашем случае. Пустующие парковки говорят именно об этом.

Система взимания платы работает непривычно. Есть три варианта – через мобильное приложение, через смску или непосредственно через терминал на парковке. Разнообразие путей не обещает, что будет легко. После открытия платной парковки возле рынка сотрудники жаловались, что клиенты пихают в щели для билетов всё, что влазит, вплоть до водительских прав (а каждая подобная история приводила к остановке процесса, очередям, скандалам, неразберихе). Сложности с оплатой парковки есть и будут. Но пока резонирующих историй нет. Даже с бесплатным пользованием парковкой на Свердлова для посетителей детской больницы как-то утряслось.

Можно было бы списать общую апатию насчёт платы за парковки на самоизоляцию и коронавирус. Однако парковочные места в центре заполнялись битком даже на пике ограничительных мер.

Куда же делись сотни автомобилей, парковавшихся здесь до прошлой недели включительно? Искать их по окрестным дворам бессмысленно: все, кто мог, давно отгородились шлагбаумами. Наполняемость штрафстоянок в пределах обычного.

Гласа сожалеющих не слышно, зато есть обрадованные – те, кто приезжает в центр ненадолго, по делам, и у кого нет времени кружить час в поисках свободного места. 100 рублей за час дороговато, но время и нервы дороже. Кроме того, автовладельцы получили неожиданный бонус – возможность бесплатно парковать здесь транспорт с 22 до 7 часов. До 1 июня оставлять транспорт на муниципальных парковках позже 10 вечера было запрещено по неизвестным причинам, которые если и были, то теперь сказочным образом устранились.

Впору ставить вопрос – сколько город потерял из-за того, что власть так долго тянула с вводом платы за парковки? Общественная реакция показывает, что муниципальные власти могут быть смелей в подобных реформах дорожного комплекса. Если следовать курсом Москвы, в дальнейшем паркоматы могут появиться на прочих центральных улицах.

Другие новости