Смелость метрополитен берёт

Анатолию Локтю удалось добиться согласования Главгосэкспертизой проекта станции метро «Спортивная» в названный срок. Эта значительная победа действующего мэра, поскольку она дезавуирует предвыборную критику его способностей управлять масштабными проектами.

Июньский отказ Главгосэкспертизы согласовать проект строительства новой станции новосибирского метрополитена стал одной из самых скандальных новостей лета. У этой проблемы было несколько аспектов, и все важные.

Во-первых, возникла неопределённость перспективы по одной из главных составляющих подготовки к проведению молодёжного чемпионата мира по хоккею-2023. Согласно плану, станция должна быть введена в эксплуатацию осенью 2022 года. А претензии Главгосэкспертизы к проекту в первой редакции исчислялись сотнями, и в рядах местных экспертов бытовали алармистские настроения, будто согласование может затянуться надолго, и результат непредсказуем.

Во-вторых, эта ситуация поставила под сомнение компетентность команды, которой мэр доверил ключевой транспортный проект ближайших лет. Проектированием занималась сборная специалистов из разных организаций, собранная на основе МУП «Управления заказчика по строительству подземных сооружений». Девять лет в Новосибирске не строили новые станции метро, отсюда были сомнения – не утрачены ли навыки и есть ли понимание, как сейчас принято работать с Главгосэкспертизой?

Вопрос профессионализма команды звучал особо болезненно на фоне предвыборной кампании, в которой Локоть обещал городу динамичное развитие. На волне негативного шлейфа новости про облом в Главгосэкспертизе уволился вице-мэр по городскому хозяйству Данияр Сафиуллин, решивший попробовать добиться успеха в политической карьере. Получилось, что в разгар кампании хозяйственный блок мэрии остался без куратора.

На последней перед каникулами сессии городского Совета мэр объяснял противоречия с Главгосэкспертизой эксклюзивностью проекта «Спортивной». Станцию предстоит строить на действующей линии, по бокам действующего метромоста. Для сохранения тепла в зимний период на станции предусмотрена уникальная для новосибирского метро система прохода в вагоны (похожая используется в Санкт-Петербурге для защиты станций от наводнений). Непреодолимые претензии государственных экспертов вызвала автоматическая система пожаротушения – такую в России ещё не использовали. В тот момент заявления Локтя, что проект станции получит необходимое согласование не позже августа звучали не вполне убедительно.

Тем не менее, вакансию хозяйственного вице-мэра Локоть заполнил быстро, будто только и ждал отставки Сафиуллина, и уже в середине июля поставил новому заму Олегу Клемешову задачу начать подготовку к строительству станции, не дожидаясь одобрения экспертов из Москвы. На выездных и внутренних совещаниях мэр публично и кулуарно требовал от подчинённых утрясти с Главгосэкспертизой все вопросы до конца августа и начинать строить, чтобы затянувшееся согласование не сказалось на сроках сдачи объекта.

Анатолий Евгеньевич сильно рисковал, и как управленец, и как политик. Останься проект без согласования – возникли бы вопросы о легитимности решения начать работы на подступах к «Спортивной». А в предвыборном плане повторный отказ Главгосэкспертизы стал бы лучшим подарком для конкурентов Локтя, претендующих на превосходство в хозяйственном менеджменте. Не обошлось бы без вопросов и к губернатору Андрею Травникову, поддерживающему Локтя. Ведь проведение в Новосибирске чемпионата-2023 и продолжение строительства метро – инициативы, одобренные Владимиром Путиным, совместная зона ответственности областных и городских властей.

Смелость решения Локтя начать работы, не дожидаясь бюрократического оформления, принесла плоды. «Сегодня мы официально получили положительное заключение «Главного управления государственной экспертизы» на документацию. Все выданные ранее замечания по технической и сметной части в проекте учтены. Площадка для строительства уже готова: на территории провели демонтаж построек, срезали и выровняли грунт на площади 26 тыс. кв. метров, выполнили планировку, завезли 800 тонн песка. Подведено временное электроснабжение», – сообщил мэр в соцсетях 20 августа. Фактическое строительство уже началось, работ выполнено на 55 млн рублей, так что можно рассчитывать на сдачу объекта в срок.

Сложно сказать, что сыграло в диалоге с Главгосэкспертизой решающую роль – настойчивость Локтя или профессионализм его команды. В любом случае, уверенность мэра в положительном решении вопроса стала важным движущим фактором, и теперь сторонники действующего руководства города получили весомый и своевременный аргумент в пользу его способности двигать крупные проекты развития вперёд.

Другие новости