Критический диагноз онкогематологии – недооценка

В сравнении с другими субъектами СФО, в Новосибирске выделяют меньше денег на онкогематологические заболевания, которые являются основной причиной смерти от онкологии в молодом возрасте. Это может ухудшить региональные показатели нацпроекта «Здравоохранение».

Федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями» является частью приоритетного нацпроекта «Здравоохранение», принятого на долгосрочный период – до 2024 года. Ключевой составляющей нацпроекта является создание программ в каждом регионе, определяющих специфику реализации проекта и объёмы выделяемого финансирования. На его реализацию по стране в 2019 году выделено через Фонд обязательного страхования 70 миллиардов рублей.

Вместе с тем, нацпроект «Здравоохранение» не предписывает специфичных мероприятий, направленных на борьбу со злокачественными заболеваниями лимфоидной и кроветворной ткани. И финансирование для лечения таких пациентов не выделено. Между тем, именно онкогематологические заболевания значительно влияют на показатели того же нацпроекта в части заболеваемости и смертности от злокачественных новообразований среди молодого и трудоспособного населения.

По данным Московского научно-исследовательского онкологического института имени П.А. Герцена за 2017 год среди всех заболевших онкозаболеваниями в молодом возрасте (0-29 лет) 31,7% случаев являются онкогематологическими, в трудоспособном возрасте (30-59 лет) – 6,5%. В группе 30-39 лет – 16,9% смертей от онкозаболеваний обусловлены гемобластозами. Среди всех причин смерти от злокачественных новообразований в молодом возрасте (0-29 лет) лидирует как раз эта группа новообразований – 30,7% всех случаев, а в возрастной группе 30-59 лет доля гемобластозов в структуре смертности – 9,2%.

Медицинские чиновники в курсе этих данных. Но, к сожалению, при подготовке нацпроекта произошла обычная бюрократическая история. По данным источника в минздраве РФ, онкогематологи просто «не успели» вовремя принять клинические рекомендации по лечению ряда онкогематологических заболеваний (а это – основной на сегодня документ, предписывающий те или иные подходы и схемы лечения при любой патологии). Соответственно, не успели и выполнить необходимые расчёты для финансирования приобретения препаратов для этих схем.

Объективности ради, надо уточнить, что часть онкогематологических заболеваний входит в программу 12 высокозатратных нозологий, которая финансируется из федерального бюджета. Но туда попадают не все болезни и, соответственно, не все пациенты. Кроме того, за счёт бюджета 12 ВЗН обеспечивается только 5 лекарственных препаратов, выпущенных в оборот ещё до 2010 года. Более 10 препаратов, в том числе все инновационные, выпущенные после 2010 года, обеспечиваются за счёт регионального бюджета. А тарифы обязательного медицинского страхования абсолютно далеки от реальной стоимости современных таргетных препаратов и, соответственно, дают возможность гематологам лечить пациентов исключительно недорогими, менее эффективными препаратами.

Единственное, что остаётся на сегодня, это возможности регионального бюджета. По данным исследовательского агентства IMS, объём финансирования онкогематологических препаратов на 2018 год составил 51% по федеральной линии 12 ВЗН, и 49% из региональных бюджетов.

Как обстоят дела с обеспечением онкогематологических пациентов в Сибири? Ниже приводится таблица, в которой показаны данные приобретения субъектами Сибирского федерального округа 15 современных онкогематологических препаратов, не закупаемых в рамках программы 12 ВЗН в 2018 году и в первом полугодии 2019 года. Также здесь приблизительный прогноз на весь 2019 год. На основе сведений из открытых источников, рассчитаны подушевые затраты региона на оказание современной онкогематологической помощи.

Субьект СФО

Закупалось молекул

Сумма закупок 2018 (млн руб)

Сумма закупок 2019 (млн руб)

На 1 жителя 2018

На 1 жителя 2019 (январь-июнь)

Прогноз 2019

Рост 2018/2019

Республика Хакассия

9

68,3

23,8

127 р

44 р

89 р

- 30%

Алтайский край

12

182,2

122,7

77 р

52 р

103 р

35%

Республика Алтай

2

15,2

7,0

71 р

32 р

65 р

- 8%

Иркутская область

13

160,8

164,5

67 р

68 р

136 р

105%

Красноярский край

11

170,3

159,6

59 р

56 р

111 р

87%

Омская область

11

116,8

111,1

59 р

56 р

112 р

90%

Томская область

7

52,1

32,4

48 р

30 р

60 р.

24%

Республика Тыва

4

12,8

10,4

41 р

33 р

66 р

62%

Новосибирская область

11

108,6

53,8

39 р.

19 р

39 р

- 1%

Кемеровская область

8

59,3

46,8

22 р

17 р

34 р

58%

Вся Россия

17

11 143,6

8 856,3

77 р

62 р

123 р

60%

Закупки в округе и РФ растут, причём растут значительно. Иркутская область, Красноярский край, Алтайский край, Омская область по показателю на душу населения находятся на уровне среднероссийских показателей. Частично это можно объяснить тем, что в этих регионах помощь части больных с онкогематологическими заболеваниями оказывается в региональных онкоцентрах, которым, в связи с реализацией нацпроекта по онкологии, практически удвоили финансирование и которые могут себе позволить пролечить современными препаратами.

Самые низкие показатели – в Кемеровской и Новосибирской областях. Причём, если в Кузбассе есть тенденция к росту, то в нашей области такой динамики не наблюдается и отставание по обеспеченности пациентов растёт катастрофически. Но это и не удивительно, потому что в последние несколько лет онкогематология в Новосибирске находится в плену низкого финансирования. И региональное министерство здравоохранения, судя по всему, не настроено уделять много внимания этой отрасли.

Достаточно посмотреть на расположенный в старом здании городской больницы №2 городской гематологический центр. Можно возразить, что и областной онкодиспансер далёк от современных требований к такому учреждению (в отличие от аналогичных организаций в близлежащих областях), но там есть хотя бы надежда на строительство нового в ближайшем будущем. Можно вспомнить и недалекую историю 2017 года об обеспечении пациентки с онкогематологическим заболеванием современным препаратом, которая широко освещалась местной прессой, когда решение суда в пользу больной активно оспаривалось региональным минздравом.

А вот что заявляет министр здравоохранения РФ по поводу «недорогого» лечения в онкологии в целом: «Сейчас в клинические протоколы входит более тысячи схем, в зависимости от локализации, стадии и особенностей процесса. Чтобы их все регионы использовали, нам нужно, чтобы наши профессиональные лидеры по направлениям мягко, но требовательно заставили медицинское сообщество работать по современным принципам», – пояснила Вероника Скворцова порталу «Будущее России. Национальные проекты». Теперь, по её словам, ни один регион не сможет закупать «35 химиотерапевтических препаратов по самым дешёвым схемам только потому, что это экономически выгодно». О том, что такая практика существует, Скворцова говорила осенью 2018 года. Избыточное предпочтение дешёвых схем неоднократно критиковали и представители Федерального фонда ОМС.

Парадокс ситуации с онкогематологией в том, что пациенты со злокачественными новообразованиями лимфоидной и кроветворной ткани, которые, в отличие от большинства распространенных злокачественных новообразований, во многих случаях довольно хорошо поддаются химиотерапии современными препаратами и, зачастую, являются излечимыми, такого лечения, как правило, и не получают. И решить эти вопросы можно двумя путями: ждать ценных указаний и дополнительного финансирования из Москвы или принимать решения в рамках региона (как, собственно, и делают соседи по СФО). Новосибирскому министерству в каком-то смысле проще начать эту работу: Константин Хальзов получил пост министра лишь осенью прошлого года, и ещё может отнести многие просчёты и недостатки на предыдущее руководство, чтобы вместо борьбы с жалобами и решениями судов полноценно заниматься лишь борьбой за здоровье пациентов.

Другие новости