Пересчёт старых сделок «Сибмоста» может отменить их

Банкротство ОАО «Сибмост» создаёт риски для недавних контрагентов. В рамках внешнего управления могут быть оспорены крупные сделки купли продажи. В том числе, выход компании-мостостроителя из состава ООО «Сибавтобан».

На прошлой неделе Экспобанк обжаловал отказ Арбитражного суда Новосибирской области утвердить мировое соглашение с «Сибмостом». Банк Игоря Кима уже получил 21 из 175 млн рублей задолженности, рассчитывая вернуть полную сумму в течение 3,5 лет. Совокупный долг «Сибмоста» составляет 11,6 млрд рублей. Но Экспобанк со своими незначительными – на общем фоне – финансовыми требованиями оказался самым агрессивным кредитором. И был готов уже удовлетвориться полюбовно, но 8 мая суд неожиданно решил ввести в «Сибмосте» внешнее наблюдение.

Это лишь первая стадия процедуры банкротства. Наблюдение не приводит к автоматическому обнулению госзаказов, на которых держится бизнес «Сибмоста». Впрочем, непросто однозначно понять, что на чём тут держится, поскольку ряд крупных контрактов мостостроители существенно просрочили и как будто не собираются останавливаться на достигнутом уровне опоздания. В начале мая мы рассказывали о беспокойстве властей Новосибирской области о перспективах работ на Восточном обходе и переезде в Коченёво через железную дорогу, с которыми «Сибмост» сильно отстал. Власти Кузбасса, тем временем, пеняют мостостроителям за отставание по обходу Мариинска.

На прошлой неделе в рамках Сибирского транспортного форума первый вице-президент «Сибмоста» Евгений Раков заявил «Интерфаксу», компания несёт убытки на Восточном обходе. По контракту тонна железобетона должна обходиться в 19 тысяч рублей, а фактически сейчас приходится платить по 53 тысяч за тонну, и разница ложится на генподрядчика. Но контракт был заключен в 2013 году, а первый этап обхода «Сибмост» должен был сдать в 2017-м. В 2016-м уже было ясно, что график мостостроители сорвали. Сдачу отложили на 2019 год. Позже на 2021. Как получится на самом деле? Переезд через железную дорогу в Коченёво объект гораздо скромней, но и там мостостроители никак пока не соберутся, чтоб уже доделать работу до конца.

Так что жалобы Ракова на подорожание материалов выглядят слабым оправданием за сорванные сроки. Кстати, это был публичный дебют топ-менеджера, до недавнего времени, работавшего заместителем министра транспорта и дорожного комплекса региона. Уход Ракова в «Сибмост» вслед за экс-министром Сергеем Титовым выглядит как ещё одно проявление тесных человеческих связей между минтрансом и компанией-мостостроителем. Оставленный на дорожном хозяйстве нынешний министр Анатолий Костылевский воспринимается многими участниками рынка как ставленник Титова, что дополнительно провоцирует разговоры о признаках аффилированности.

Между тем, объективно ситуация такова, что областные власти могут быть вынуждены досрочно разорвать контракты с «Сибмостом» в случае, если процедура банкротства продолжится, а нынешние совладельцы компании во главе со Сбербанком и АФК «Система» продолжат воздерживаться от вливаний в финансовую устойчивость. Впрочем, арбитражному управляющему Юрию Петрущенкову ещё предстоит оценить сделки, в результате которых Альберт и Владислав Кошкины лишились контроля над компанией. Равно как и прочие крупные сделки последних лет, которые могли пошатнуть финансовое положение «Сибмоста», с тем, чтобы добиться признания их ничтожными.

В этой связи участники рынка заинтересованно говорят о возможности поставить на реверс контракт по продаже акций компании «Сибавтобан». В конце 2012 год «Сибмост» приобрёл контрольный пакет в группе компаний «Фэцит», которую контролировал Андрей Мороцкий. До того много лет «Сибмост» и «Фэцит» выступали стратегическими союзниками, страхуя друг друга на подрядах. Пришло время объединиться: таким образом, мостостроители приобрели крупную дорожно-строительную компанию. Купив 51% акций, «Сибмост» получил возможность выкупить и остальные доли в течение трёх лет.

К 2016 году ситуация развернулась. Материальное положение «Сибмоста» ухудшилось, и Мороцкий посчитал более выгодным продолжать бизнес в одиночку. Он отпочковался от «Сибмоста» в лице ООО «Сибавтобан», входившем ранее в ГК «Фэцит». Перспективным направлением для «Сибавтобана» стал Крым. В Сибири у игрока, недавно входившего в число крупнейших подрядчиков, остались считанные заказы. Если в рамках процедуры банкротства управляющий решит, что Мороцкому вернули дорожно-строительный бизнес на невыгодных для «Сибмоста» условиях, сделка 2016 года может быть оспорена. Впрочем, до того у «Сибавтобана» могут проявиться другие сложности: в апреле новосибирское ООО «Спецтрансстрой» подало в суд иск о банкротстве компании Мороцкого.

Другие новости