Вселение в «Новомарусино» прошло без участия мэрии

Проблема обманутых дольщиков из ЖК «Новомарусино» остаётся в политической повестке Новосибирска. Разбираться с кризисом приходится правительству, а мэрия, потерявшая в проекте 200 млн бюджетных рублей, осталась на втором плане.

На этой неделе дольщики «Новомарусино», регулярно пикетирующие мероприятия правительства, устроили новый флешмоб: имитировали вселение в свои недостроенные квартиры и опубликовали в соцсетях виртуальные экскурсии. «Если сейчас не будет никаких движений, мы реально заселимся и будем здесь жить, потому что самоизолироваться нам негде, квартир у нас нет, терять нам уже нечего», – заявила в комментарии для НГС участница инициативной группы Татьяна Жук. Вынужденный креатив дольщиков вызвал предсказуемо широкий резонанс в СМИ. Но интересно, что акценты в освещении проблемы, о которой новосибирские издания регулярно пишут с 2018 года, существенно поменялись: за проблему отдувается областной минстрой, а городская власть выпала из кадра.

По идее, мэр Анатолий Локоть и его подчинённые могли бы стать полноправными участниками давешнего флэшмоба. Мэрия осталась крупнейшим обманутым дольщиком, купившим у застройщика «Новомарусино» – компании «Доступное жильё Новосибирск» – около сотни квартир на 200 млн рублей. Причём 125 млн были из федерального бюджета, выделенных под софинансирование программ расселения жилья. Муниципалитет заплатил застройщику авансом. Дом должны были сдать к осени 2017 года, но этого не произошло. «Мы дали срок застройщику – окончание этого года. Если не будет предпринято никаких мер, сдвигов – а мы их не видим, – то в новом году мы предпринимаем меры для того, чтобы подать на банкротство, изъять этот объект и дальше по программе, по алгоритмам, которые у нас наработаны по обманутым дольщикам, будем восстанавливать этот объект», – комментировал ситуацию в эфире «Городской волны» Локоть в 2017-м.

В 2018-м ситуация не изменилась, за исключением того, что дольщики начали активно протестовать против бездействия властей. Материалы архивов показывают, что основным объектом критики в ту пору была мэрия. Покупка муниципалитетом жилья у застройщика не раз и не два воспринималась, как рекламная акция. Граждане вкладывали средства в те же недостроенные проекты, надеясь, что уж вместе с мэрией их не кинут. Некоторые муниципальные контракты рассматривались участниками рынка как меры поддержки проблемных застройщиков, уже неспособных самостоятельно свести концы с концами. В итоге дело всё равно заканчивалось банкротством, только ущерба от него было уже больше.

Так было с «Новомарусино», так же было и с жилым комплексом «Рихард», где мэрия авансом вложила более 40 млн рублей в также недостроенные квартиры. Последние два года муниципалитет покупает квартиры для программ расселения в ЖК «Просторный» группы компаний «Дискус» и оперативно оформляет акты ввода именно на те новостройки, в которых приобрёл недвижимость. Новосибирцы, покупавшие в «Просторном» квартиры в предыдущие годы, живут по-прежнему в несданных домах.
Застройщик «Новомарусино» был обанкрочен: конкурсное производство не прояснило перспектив для привлечения средств на достройку. В отношении руководства «ДЖН» возбудили уголовное дело, но кому от этого легче? Официально обманутыми дольщиками признали 750 человек.

Митинги и пикеты против мэрии прекратились после того, как проблемой занялся областной минстрой. С тех пор дольщики атакуют руководство региона, вынужденное искать выход. Несостоявшиеся жители «Новомарусино» уже ставили палатки возле правительства, голодали. Теперь в ход пошло демонстративное заселение в недострои. 

Министр строительства Иван Шмидт ищет варианты решения проблемы. На этой неделе минстрой сообщил, что завершение строительства «Новомарусино» включено в заявку на финансирование из бюджета публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства». Наблюдательный совет фонда должен решить судьбу проекта на основе представленных областным правительством документов. Один из возможных вариантов – выплата компенсаций дольщикам. Эксперты строительной отрасли неоднократно высказывали сомнения в целесообразности достройки «Новомарусино»: многоэтажный дом из сэндвич-панелей, возведённый на 60-70%, местами производит впечатление, будто его вот-вот растащат птицы.

Чиновники мэрии, тем временем, избегают называть «Новомарусино» всуе. Уже давно ясно, что былой задор Локтя вернуть деньги в бюджет за счёт банкротства «ДЖН» был беспочвенным. Неудачные инвестиции в авансирование проблемных новостроек, безусловно, чему-то научили городских чиновников, принимающих решения. Может, в этом подспудная причина снижения в последние годы объёмов расселения ветхого и аварийного жилья в Новосибирске. В любом случае, Локтю удалось мягко дистанцироваться от проблем с обманутыми дольщиками. На первом плане остались правительственные чиновники, не столь искушённые в политических манёврах. А дольщикам всё равно.

Другие материалы