Из Кудряшей повеяло свежим подходом к проблеме вони

Кудряшовский свинокомплекс рискует стать мишенью политиков и общественников в связи с новой кампанией против неприятных запахов, регулярно накрывающих центр Новосибирска. Предприятие организовало собственные замеры состояния воздуха.

А вообще впору нанимать детективов. Это не преувеличение, поскольку источник неприятного воздуха в сибирской столице превращается в городскую легенду, известную далеко за пределами региона. Гости аэропорта Толмачёво и Экспоцентра не раз обращали внимание на специфичные запахи. Администрация воздушной гавани даже публично извинялась перед пассажирами за окружающую атмосферу.

Атаки вони давно случаются и в центре Новосибирска. В 2017-2018 годах попытку разобраться в проблеме запаха предприняло областное правительство. Была создана межведомственная комиссия, включающая специалистов из Роспотребнадзора, Управления гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды и Института органической химии. Бригада спецов изучала ситуацию вокруг нескольких объектов на территории Новосибирского района, вызывавших подозрение на предмет источников вони.

Эксперты сделали замеры в районе аэропорта Толмачёво, очистных сооружений МУП «Горводоканал», на мусорном полигоне в районе Криводановки, на свиноводческой ферме предпринимателя Сергея Голубева, а также изучили так называемые Толмачёвские согры, где сбрасывают отходы города Обь. Кроме того, в числе целей экспертов был Кудряшовский свинокомплекс. На предприятие они не попали – по закону объекты масштаба Кудряшовского могут проверять только федеральные ведомства – поэтому ограничились замерами вблизи: те показали, что превышений по аммиаку и сероводороду здесь нет. То есть нарушений экологических норм в деятельности предприятия не нашли.

Несмотря на это и возможно из-за того, что на свинокомплексе комиссия тогда побывать не смогла, с тех пор предприятие оказывается под информационным прессингом каждый раз, когда вонь вновь попадает в повестку. Уже мало кто вспоминает, что по итогам той же самой проверки прокуратура добивалась закрытия свалки, реально портящей воздух, и это вылилось в долгий судебный процесс. Без оглядки на другие предприятия, Кудряшовский пытаются сделать единственным ответственным за свежесть новосибирского воздуха. И делают это тем активнее, чем быстрее развивается политическая повестка.

Безответные жалобы горожан в соцсетях на волны неприятного запаха, случающиеся с некоторой, чем-то обусловленной регулярностью, должны были привлечь внимание тех, кому важно общественное мнение. На предвыборной волне новосибирская вонь может встать в один ряд с легендарной новосибирской пылью. В июле мэр Анатолий Локоть объявил, что отныне городская власть будет системно заниматься изучением проблемы миазмов. Это реакция на резонанс после июньского визита представителей рабочей группы по экологии горсовета на свинокомплекс. Надо отметить – визита единичного: после комиссия обещала проверить и другие предприятия – потенциальные источники вони, но до конца лета осталась пара недель. И информации о других подобных рейдах комиссии пока не поступало.

В конце 2019 года Кудряшовский мясокомбинат выкупила «Сибирская аграрная группа» (ныне АО «Сибагро»). Сейчас новый владелец предприятия открыл двери для депутатов, общественников и журналистов. Показал, как устроена система утилизации отходов, ежедневно производимых поголовьем в 178 000 свиней. Менеджмент предприятия настаивает на том, что накопления и хранения отходов, как такового, здесь не происходит. После разделения на жидкие и твёрдые фракции первые уходят на очистку в «Горводоканал», вторые – на производство органических удобрений. И то, и другое – делается в рамках технологии, утвержденной всеми инстанциями. И нареканий у контролирующих органов к предприятию нет.

Посетившие свинокомплекс политики и общественники своими глазами увидели площадки с дренажными каналами, на которых после сепарации размещают твёрдые фракции отходов, как и предусмотрено технологией. Увиденное вызвало немало вопросов и преждевременных заявлений – но по факту доказательств вины Кудряшовского так и нет.

Вышеупомянутый опыт свалки возле Криводановки показывает, что вонять возле Новосибирска может что угодно. И другие пищевые перерабатывающие предприятия справедливо также взять на заметку: когда-то миазмы в центре связывали с деятельностью жирового комбината на улице Семьи Шамшиных. Иногда приходится видеть комментарии, будто источник вони это мясоперерабатывающий завод «Торговой площади» на Сухарной. О том, что источников неприятного запаха в городе и вокруг может быть несколько, говорят и эксперты, и обыватели в соцсетях. Каждый подозрительный случай должен быть проверен с равным вниманием.

Что касается свинокомплекса, то предприятие со своей стороны запустило в июле-августе программу мониторинга воздуха возле предприятия и в районах Новосибирска, где чаще жалуются на вонь. За последние 3 года комплекс направил только на модернизацию и ремонт очистных мощностей 132 млн рублей, и новые владельцы заинтересованы в благоприятной во всех смыслах атмосфере вокруг предприятия, поэтому у общественников хорошие шансы добиться реальной поддержки в поисках источников вони и их устранения, хоть искать и будет непросто: почти невозможно определить меру ответственности за то, насколько испорчен воздух, если это не угрожает жизни и здоровью людей. Нет приборов, позволяющих вычислить, насколько приятно или неприятно пахнет на улице.

Впрочем, что об этом говорить сейчас, когда город охвачен смогом и вонью из-за горевшего больше недели Хилокского мусорного полигона. Когда эта гарь рассеется, и эксперты вновь начнут искать источники привычных запахов, главное, чтоб не случилось безапелляционного и бездоказательного назначения виновного. К скоропалительным выводам могут склоняться некоторые политики, испытывающие дефицит предвыборных хитов, и некоторые общественники, добывающие иные дивиденды из наездов на корпорации. А, решение проблемы требует времени и последовательных усилий.

Другие материалы