Информационно-аналитическое агентство

Краткое содержание Сводки ЦДЖ №35 (448)

  • Десант из МГУ может добить «мусорную» концессию

    Руководство региона объявило о привлечении к анализу «мусорной» концессии экспертов из Московского государственного университета. На снижение протестов этот шаг надежд не даёт, а число недовольных может количественно и качественно вырасти за счёт СО РАН.

    Областное правительство разворачивает анонсированное обсуждение параметров концессионного соглашения с компанией «Экология-Новосибирск» о строительстве под Новосибирском двух мусоросортировочных комплексов заявленной стоимостью 6,5 млрд рублей. В конце августа под напором критики со стороны депутатов и общественников реализация контракта, подписанного ещё в июле 2016-го, была приостановлена. На этой неделе губернатор Владимир Городецкий объявил о привлечении к дискуссии экспертов из МГУ. Научные сотрудники факультета почвоведения должны оценить экологические риски концессии, а профессора экономического факультета – риски финансовые. Губернатор подчеркнул, что эксперты не только дадут ответы «на бумаге», но и лично поучаствуют в круглых столах, на которых будет обсуждаться концессия.

    По словам Городецкого, рекомендации экспертов станут высшим приоритетом: их предложения, вплоть до расторжения концессии, будут исполнены. Если так, то можно предполагать – если работники МГУ сочтут концессию безупречной, областное правительство сохранит её, несмотря на массовое возмущение новосибирцев? Здесь неизбежно встаёт вопрос об ангажированности привлекаемых экспертов. Губернатор договорился с руководством МГУ, чтобы поддержать скандальный проект авторитетом столичных специалистов? Или, чтобы получить объективную оценку концессии со стороны?

    Сколько уже было разных круглых столов и тусовочных в прочих форматах по поводу «мусорной» концессии – её сторонники в лице пары членов правительства и юриста «Экологии-Новосибирск» всегда были в меньшинстве. Приезд экспертов МГУ вряд ли изменит расклад, потому что массового десанта профессуры ждать не приходится. Осмелимся предположить, авторитет работников главного университета страны всё же не настолько высок, чтобы признавать их заведомую правоту, если они будут прямо оппонировать таким критикам концессии, как депутат заксобрания Вадим Агеенко или депутат горсовета Вячеслав Илюхин.

    Можно подумать, что правительство обратило взоры на Москву, отчаявшись найти лояльных экспертов в Новосибирске. Известная российская проблема, что искать пророков в своём Отечестве не принято. Но в данном случае шаг областного руководства могут расценить как враждебный по отношению к СО РАН. На что же, спрашивается, вам Академгородок под боком, раз приходится профессоров за казённый счёт из Москвы возить? В Сибирском отделении можно было бы привлечь к экспертизе проекта не факультеты – целые институты. Есть Институт почвоведения и агрохимии. Есть Институт экономики и организации промышленного производства. В Сибирском отделении есть институты на все случаи жизни. Источники ЦДЖ в СО РАН говорят, что обращение областного руководства в МГУ не осталось незамеченным: академики обижены и возмущены. Особенно если учесть, что альтернативные технологии утилизации мусора, более экологичные, по сравнению с решениями «Экологии-Новосибирск», как раз связаны с разработками сибирских учёных.

    Общественников и политиков, раскритиковавших подход областных властей на конференции 29 августа «Мусорная концессия – за и против», привлечение московских экспертов только раззадорило. Подготовка к массовому митингу, который источники ЦДЖ анонсировали на прошлой неделе, перешла в публичную фазу. Успеют ли профессора МГУ проявиться до того, как протестующие выйдут на улицу? Правительство анонсировало совместные с ОНФ дискуссионные площадки на следующую неделю. Но будет странно, если всего лишь за несколько дней эксперты московского университета сумеют проанализировать все параметры новосибирской концессии и прийти к выводам. Это дало бы повод для подозрений, что выводы были заготовлены заранее.

    Впрочем, нельзя исключать, что привлечение москвичей это более тонкий манёвр, чем кажется, на первый взгляд. После всего сказанного и сделанного губернатору тоже непросто взять и расторгнуть концессию. Вторая после снижения тарифов ЖКХ значительная уступка протестам укрепила бы мнение, что в Новосибирске любые вопросы можно решать улицей. Если же расторжение концессии будет рекомендовано независимыми авторитетными экспертами со стороны, у Городецкого будет хорошая возможность «остаться в белом» – ликвидировать политический кризис, сохранив авторитет власти на высоте.

  • Мэр заговорил языком ревности о межбюджетных отношениях

    Анатолий Локоть похвастался однопартийцам «ревностью» областного правительства к своим успехам по выбиванию денег из Москвы. Предвыборный трюк для мобилизации актива КПРФ, ставит в неудобное положение мэрию, зависящую от областного бюджета.

    Отсутствие у Новосибирска «бюджета развития» уже два года любимая мантра мэра, которую он повторяет и когда приходится объяснять какие-то недочёты, и когда есть повод похвастаться успехами: денег нет, а мы не только держимся, но и двигаемся вперёд. Так получилось и 2 сентября на собрании новосибирского актива КПРФ. «Красный мэр» (Локоть сам так себя называет) похвастался однопартийцам, что темпы строительства школ в городе чуть ли не самые высокие с советских времён. В прошлом году построили школу и два детских сада, в нынешнем ввели две школы и строится ещё четыре.

    Отметив, что программы строительства социальной инфраструктуры были запущены при прошлом руководстве муниципалитета, Локоть подчеркнул главное достижение своей команды – удалось не ухудшить ситуацию, продолжить начатое предшественниками. А риск остановки программ, мэр связывает с тем самым «бюджетом развития», которого лишился после перераспределения доходов от НДФЛ между областным и городским бюджетами. Откуда ж тогда дровишки, если в своей казне денег нет?

    «Бюджет развития у города никакой. И приходится использовать своё влияние, свои старые связи в Москве для того, чтобы пробиваться, попадать в программу, – рассказал Локоть коммунистам (цитата по сайту «Сибкрай»). – А это вызывает ревность у правительства Новосибирской области. Они крайне недовольны всегда, когда, помимо них, мы о чём-то договариваемся, мы договариваемся вот о бюджетном финансировании. И приходится всё это проходить, все эти неприятности, выслушивать различного рода упрёки».

    Образ руководителя, преодолевающего препятствия ради общего блага, для Локтя чрезвычайно важен. Равно как и важен образ внешнего вредителя, ставящего палки в колёса. Молодая советская республика выживает в кольце врагов — понятная и близкая коммунистам картина мира. Однако управление городом-миллионником картина более сложная. Особенно в Новосибирской области, где значительная часть бюджета региона тратится именно на областную столицу.

    У губернатора публичный выпад мэра вызвал недоумение. На просьбу прокомментировать заявления Локтя Владимир Городецкий заявил 5 сентября на встрече с журналистами, что хотел бы прежде лично переговорить с Анатолием Евгеньевичем и прояснить «какие он чувства раздражения чувствовал, от кого – от меня, или от других». «Действительно, всё правильно сказано. Все школы строятся и будут построены. Но только сильно неправильно сказано по поводу чего – с помощью, каких лоббистов. Они построены ровно по тем возможностям финансовым, которые нам дал федеральный центр, и мы из областного бюджета», – заявил губернатор, не уточняя, что без денег области Локтю было бы совершенно нечем похвастаться перед однопартийцами.

    А повод взбодрить партию нужен: 10 сентября довыборы в Законодательное собрание и Совет депутатов Новосибирска. «Единая Россия» мобилизует свои ресурсы, обком КПРФ свои. Но уже через неделю выборы останутся в прошлом, а сосуществование областной и городской властей будет идти своим чередом. И ревность Локтя может осложнить отношения, что уже отнюдь не во благо горожанам.

    Заявляя о ревности областного правительства, мэр не говорит, что сам ревнует к областной власти по поводу возможности распоряжаться деньгами, идущими в Новосибирск. В начале лета, когда в муниципалитете было очередное обострение ностальгии по доходам от НДФЛ, областной министр финансов Виталий Голубенко давал прессе подробный расклад, сколько и на что город получает из казны региона. Социальная сфера Новосибирска живёт благодаря бюджету области. Правительство помогает мэрии решать транспортные и коммунальные проблемы. Другое дело, что все трансферты носят целевой характер, и у мэрии нет права тратить их по своему усмотрению. Это, конечно, огорчает.

    Точно также городское руководство не могут не печалить призывы со всех сторон мобилизовать бюджетную политику. В городе миллиардные недоимки по налогам и сборам за аренду земли. Если собрать всё положенное с должников, получился бы впечатляющий «бюджет развития». Но это сложней, чем сетовать на сокращение доходов от НДФЛ.

    А что было бы, случись обратное перераспределение доходов? Вряд ли риторика Локтя поменялась бы существенно. Он не отказался бы от тезисов о нехватке городу средств на развитие. Потому что только на фоне острого безденежья можно пытаться продвигать в качестве успешных собственные проекты мэрии. Такие как пешеходную зону на улице Ленина, которую мэрия нещадно пиарила всё лето. Локоть в сопровождении журналистов лично приходил туда чуть не каждые выходные. До реализации идею поддерживали многие общественники и активные горожане. Но воплощение разочаровало даже сторонников, так что теперь лидеры общественных мнений, способные сказать пару добрых слов о пешеходности на Ленина в большом дефиците, в то время как количество противников достигло критической массы, а местные жители уже переходят к более активным формам публичного протеста. Вокруг этой и других муниципальных инициатив спорят концепции «лучше никак, чем так» и «лучше так, чем никак», и Локтя это устраивает: при лучшем уровне бюджетной обеспеченности и спрос с власти был бы другим.

  • Виктора Толоконского сватают в предводители губернаторов

    В ближайшие недели после выборов губернаторов сибирских субъектов, назначенных на 10 сентября, соберётся Совет МАСС в обновлённом составе. Кулуарная подготовка к выборам нового председателя «Сибирского соглашения» уже началась.

    Межрегиональная ассоциация «Сибирское соглашение» – один из самых живучих союзов территорий, созданный в 1990 году. Тогда МАСС объединяла 19 субъектов: с учётом укрупнения, прошедшего в «нулевые», сейчас их 15. Новоявленные губернаторы учреждали ассоциацию на волне настроений сепаратизма, чтобы давать коллективный отпор в противостоянии центра и регионов. Подобные объединения типа «Уральской республики» давно канули в Лету, а МАСС сохранилась, как политический аксессуар при аппарате сибирских полпредов.

    Год назад Сергей Меняйло, вскоре после назначения на пост полпреда Президента в Сибирском федеральном округе, предложил реорганизовать исполком МАСС, чтобы усилить ассоциацию, как инструмент экономического лоббирования. Формально это был заход на территорию губернаторов. В некоторых изданиях даже появились критические статьи о том, что главы сибирских субъектов якобы возмущены поползновениями Меняйло. Но издания те были, в основном, севастопольскими, где, как известно, у бывшего губернатора, переехавшего на работу в Сибирь, осталась злопамятная оппозиция. То есть, интерес посеять провокацию против Меняйло в МАСС. Однако члены Совета предложения полпреда поддержали. Уже к новому 2017 году Андрей Жуков сменил Владимира Иванкова на посту главы исполкома ассоциации и начал подготовку к созданию Агентства развития Сибири.

    В ближайшее время Совету МАСС предстоят выборы председателя. Нынешний глава Совета губернатор Хакасии Виктор Зимин уже чересчур задержался на позиции первого среди равных. Он председательствует дольше всех председателей в истории МАСС, вот уже четыре года подряд. По уставу ассоциации, полномочия председателя составляют один год. Они могут быть продлены, но обычно составляют два, реже три года. Зимина однозначно будут менять. Кто же станет новым главой МАСС?

    Хотя в Совете участвуют главы законодательных органов субъектов, ассоциация была и остаётся губернаторской, так что председателем непременно станет глава субъекта. «Председатель Совета организует работу Совета, председательствует на заседаниях, без доверенности представляет ассоциацию в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, от имени ассоциации подписывает решения, протоколы, соглашения, финансовые и иные документы», – указано на сайте МАСС. Пост председателя в нынешних реалиях интересен, прежде всего, тем, что занимающий его губернатор становится участником работы всех комиссий правительства РФ, занимающихся вопросами развития Сибири.

    Это не те выборы, когда можно увидеть публичное соревнование разных программ. Скорее всего, наличие альтернативы даже не станет достоянием публики. «Заседания Совета проходят в деловой, конструктивной обстановке, решения принимаются с учётом интересов каждого, при полном консенсусе. Исключено всякое противостояние в любых формах законодательной и исполнительной властей», – рассказывает сайт МАСС. Так что открытой борьбы за пост председателя не будет. Сейчас между губернаторами и исполкомом идёт переписка – главам субъектов предложено выдвигать кандидатуры.

    Источники ЦДЖ утверждают, что видна активность по поводу выдвижения кандидатуры Виктора Толоконского. Красноярский край, как богатейший регион Сибири, должен быть крупнейшим спонсором МАСС. И Виктору Александровичу хотелось бы получать от ассоциации максимум. Он возглавлял Совет в 2007-2010 годах, будучи новосибирским губернатором. И тогда тоже были непростые времена для Толоконского, но сейчас ставки гораздо выше. Прежде всего, из-за грядущей Универсиады, за подготовку к которой он отвечает лично перед Владимиром Путиным. Статус главы МАСС, конечно, не броня, но всё же даёт дополнительные возможности на федеральном уровне.

    Сможет ли Виктор Александрович стать первым в истории МАСС персонажем, дважды занявшим пост председателя, будучи губернатором разных субъектов? Источники ЦДЖ сомневаются в этом и предлагают пересмотреть видео с августовской рыбалки Путина в Тыве. Пока обыватели следили за подводной охотой Президента на щуку, эксперты внимательно следили, что за «рыбы» из класса политических хищников попадают в общий кадр с первым лицом. Вряд ли пресс-служба Кремля случайно опубликовала кадры, на которых видно, что Путина сопровождали губернатор Хакасии Зимин и глава Тывы Шолбан Кара-оол. Нынешний и будущий председатель совета МАСС – почему нет? Тыва, как депрессивный регион, нуждается в поводах для укрепления статуса на окружном и федеральном уровнях. А влияние самого известного российского тывынца, министра обороны Сергея Шойгу, растёт.

  • Влияние парламентариев: в новый год за новыми оценками

    13 сентября начнётся новая сессия Государственной Думы. Расстановка новосибирских депутатов в федеральных рейтингах показывает, что опыт парламентской работы не главный критерий для влияния.

    Выборы в Госдуму прошли год назад. Возвращение смешанной модели, по которой половина парламента избирается по одномандатным округам, и открытые конкурентные праймериз заставили политиков, претендующих на федеральные мандаты, искать новые технологии и решения. Для новосибирской «Единой России» ситуация была необычной в связи с делегированием из Москвы «паровоза» в лице первого вице-спикера Госдумы Александра Жукова. Коммунисты тоже впервые шли на парламентские выборы с «паровозом» в лице мэра Анатолия Локтя.

    Локоть в Думу не прошёл, предсказуемо уступив мандат Вере Ганзя. Жуков предсказуемо прошёл, но для Новосибирской области от такого представителя ни жарко, ни холодно. Единороссы порой пытаются бравировать наличием великого лоббиста на посту первого вице-спикера. Но фактически после выборов Жуков махнул рукой на область, обеспечившую его мандатом. Больше надежд на депутатов-новосибирцев. И некоторые из них демонстрируют хорошую парламентскую форму.

    За первый год работы в Госдуме самый впечатляющий прирост влиятельности у единоросса Виктора Игнатова, координирующего работу ЕР в Новосибирской и Омской областях. Дебютант в парламенте, стартовавший с нуля, во втором рейтинге «Коэффициент полезности депутатов», опубликованном по итогам весенней сессии, оказался уже на 141 месте из 450. Интегральный рейтинг КПД составляют известные политологи Дмитрий Гусев и Алексей Мартынов. Коэффициент полезности складывается из четырёх индексов: народного голосования в интернете, медийности, активности парламентария в работе нижней палаты парламента и экспертной оценки. Из новосибирских депутатов коэффициент полезности выше только у единоросса Александра Карелина (100 место). Игнатову удалось опередить более опытных коллег Веру Ганзя (176 место) и «жириновца» Дмитрия Савельева (312 место) которые в прошлом созыве показывали очень хорошие результаты по количеству выступлений и законопроектов. Единороссы Максим Кудрявцев и Андрей Каличенко, избранные в Госдуму впервые, как и Игнатов, расположились гораздо дальше от начала – на 322 и 383 местах.

    Ещё один рейтинг парламентариев, который составляет специализированный сайт Политметрика.рф, основан на статистике по законопроектам, к которым депутаты, так или иначе, прикладывают руку. Самые весомые проекты – те, которые ложатся на подпись к Президенту. Самые никчёмные – которые проваливаются на начальной стадии рассмотрения. В текущем рейтинге Политметрики новосибирские депутаты расположились несколько иначе. Ведёт Савельев (124 место), далее Игнатов (249 место), следом Ганзя (283 место). Кудрявцев на 360-м месте, Каличенко на 415-м, Карелин на 416-м. Ничего удивительного в том, что Александр Александрович на такой, казалось бы, незавидной позиции. Судя по официальной статистике, он и в прошлых созывах был далёк от законотворчества.

    Системных попыток анализировать влияние парламентариев на уровне региона нет. Случаются лишь разовые оценочные расстановки, как, например, июльский проект сайта «ФедералПресс» «Четыре масти новосибирской власти». Авторы попробовали разложить пасьянс из персон, принимающих решения во власти и оказывающих влияние. 4 масти по 9 карт каждая – довольно ограниченное пространство для манёвров. Может, поэтому некоторые оценки в проекте вызвали откровенное недоумение в политической тусовке. Если говорить о парламентариях, то в «Четыре масти новосибирской власти» попали лишь трое. Ганзя как дама червей при тузе Локте. Карелин как валет пикет при тузе Игнатове. Интересно, что тузы других мастей это уже упомянутый Локоть, полпред Президента Сергей Меняйло (трефы) и губернатор Владимир Городецкий (бубны). Таким образом, авторы проекта поставили Игнатова в одну весовую категорию с первыми лицами исполнительной вертикали власти. Не стоит воспринимать эту оценку слишком серьёзно (как и весь проект). Но в политике от шутки до интриги один шаг. В целом же новосибирским парламентариям в новом сезоне следовало бы усилить активность. Федеральные рейтинги пока не отражают значимых результатов, заметных избирателям на округах.

  • Губернатор синхронизируется с федеральным правительством 

    Между двумя сессиями заксобрания в правительстве Новосибирской области могут появиться уже два новых министерства. Губернатор Владимир Городецкий синхронизирует структуру управления с федеральным уровнем, попутно решая локальные политические проблемы.

    Слухи о появлении в областном правительстве новой структуры, объединяющей управление природными ресурсами с контролирующими функциями, ходили несколько недель. Подробности были засекречены: депутатам рассказывали о планах насчёт нового министерства под честное слово хранить детали в тайне. Областные чиновники категорически отказывались говорить на эту тему, опасаясь, что утечка произойдёт раньше, чем нововведение представит лично губернатор. Городецкому пришлось приоткрыть завесу над замыслом в начале этой недели – дольше тему в закрытом режиме было уже не удержать из-за начала антикоррупционной экспертизы положения о новом министерстве.

    Впрочем, и тянуть губернатор долго не стал бы: новое министерство природных ресурсов и экологии необходимо было отпрезентовать до сентябрьской сессии Законодательного собрания. Создание нового ведомства, объединяющего департаменты лесного хозяйства, природных ресурсов и охраны окружающей среды, и охраны животного мира можно считать эхом скандала вокруг несостоявшегося контракта на долгосрочную аренду 258 тысяч гектар леса в Тогучинском районе. Из-за той истории, июньская сессия заксобрания – последняя перед каникулами – получилась необычайно политизированной. Депутатов возмутило, что столь крупная сделка прошла мимо областного совета по инвестициям. Ситуация обнажила управленческую проблему: по действующим регламентам, руководитель департамента лесного хозяйства мог заключать подобные контракты без согласования со своим начальством. Поэтому руководство области даже не было в курсе происходящего.

    Комментируя ситуацию, Городецкий по горячим следам анонсировал перемены в управленческой модели. После этого уволил начальника департамента лесного хозяйства Вячеслава Дубовицкого и лишил статуса вице-премьера министра сельского хозяйства Василия Пронькина. В организационной части можно было бы что-то незаметно подправить в алгоритмах взаимодействия департамента, министерства и правительства. Но Владимир Филиппович решил менять структуру.

    Для обывателя эта перетасовка департаментов может показаться перестановкой слагаемых, от которой сумма не меняется. На самом деле Городецкий создаёт новую фигуру на шахматной доске. Фигуру с большим потенциалом: проблемы экологии и обращения с природными ресурсами становятся всё более острыми на федеральном, окружном и региональном уровнях. Владимир Путин взбадривает вертикаль власти напоминаниями, что Год экологии в России это не банальная протокольная инициатива – нужны реальные решения с перспективой. Наглядный пример – проблема утилизации бытовых отходов, одинаково актуальная, что в Москве, что в Новосибирске. В сибирской столице идёт спор о технологиях и подходах к складированию и переработке мусора в то время, когда у городских полигонов заканчивается ресурс, а ничего нового на замену не строится. При этом позиции ведомства, ответственного за экологию в регионе, не видно и не слышно. Вопросы обращения с лесными ресурсами сейчас под пристальным вниманием окружных и федеральных структур: чтобы держаться в актуальном тренде, здесь уже совершенно недостаточно переставлять фигуры в департаменте – надо переставлять департаменты.

    Городецкого можно упрекать в недостаточной чуткости к тенденциям внутри региона, но в федеральной политике он чётко держит нос по ветру. Этим, в частности, объясняются ситуации последних месяцев, когда на фоне протестной активности областных общественников и политиков Владимиру Филипповичу удавалось улучшать позиции в Национальном рейтинге губернаторов.

    В июле Городецкий объединил министерства социального развития и труда, и занятости населения, а также частично перераспределил зоны ответственности первого вице-премьера Владимира Знаткова и вице-губернатора Александра Титкова. Новая структура по функционалу и полномочиям идентична федеральному министерству, что облегчает взаимодействие с Москвой. Вместе с этим, губернатор административно решил проблему с затянувшимся больше чем на год больничным министра соцразвития Сергея Пыхтина, которого прокуратура в мае 2016-го заподозрила в конфликте интересов.

    Новое министерство природных ресурсов и экологии также как и министерство труда и соцразвития, будет дублировать соответствующую федеральную структуру на уровне региона. И взаимодействовать с ведомством главы Минприроды РФ Сергея Донского будет новый министр вместо трёх разрозненных департаментов. Кто возглавит министерство – станет известно не раньше, чем оно будет создано. В кадровых вопросах Городецкий всегда объявляет решение в последний момент, сохраняя возможности для маневрирования.

    Не задуматься ли Владимиру Филипповичу теперь о создании областного аналога федерального министерства по делам открытого правительства? Не только и не столько для улучшения коммуникации с министром Михаилом Абызовым (этот канал и так худо-бедно работает), сколько для создания новых площадок взаимодействия с общественностью, активность которой растёт по всем направлениям.

  • Дело Юрченко как кейс для политтехнологов

    Судебный процесс по делу против экс-губернатора Василия Юрченко предсказуемо заканчивается политическими лозунгами, но финал по-прежнему непредсказуем. В любом случае, история станет значимым кейсом по антикризисной стратегии.

    В 2016 году был арестован мэр Владивостока Игорь Пушкарёв. История, на первый взгляд, типичная: кажется, ещё ни один мэр столицы Приморского края не обошёлся без уголовного дела. Существенное отличие оказалось в активной позиции Пушкарёва. Оставаясь под арестом в стране, он сумел сохранить контроль над городской властью через свою команду. Пушкарёв успешно влияет на общественное мнение во Владивостоке, через адвокатов комментируя актуальные события и тренды. Но интересней то, что в поддержку мэра-арестанта идёт жёсткая информационная кампания против Следственного комитета через соцсети и некоторые СМИ. Это нехарактерная стратегия, поэтому всем участникам рынков общественных и государственных отношений крайне интересно, куда вывезет такая кривая.

    До недавнего времени считалось, что для подозреваемых и обвиняемых в уголовных деяниях чиновников настоящее табу критиковать позицию СК, ФСБ, прокуратуры, судов. Как будто государство толкует такое поведение, как двойное предательство, и карает своего бывшего слугу с особой неотвратимостью и жестокостью. Поэтому информационная тактика большинства опальных чиновников и прочих государевых людей сводилась к постным комментариям в духе «компетентные органы разберутся».

    С губернаторами тема особая: сопротивляясь обвинениям, главы субъектов, уволенные в связи с утратой доверия, ставят себя в афронт Президенту. А это уже крамола высшего уровня. В этой связи история Юрченко особенно интересна для изучения. Здесь сложная ситуация не только у стороны защиты, но и у обвинения. Василий Алексеевич был уволен в связи с утратой доверия Президента, оказался фигурантом уголовного дела, но сохранил свободу, в отличие от большинства коллег в аналогичных обстоятельствах. Это говорит о непрочности позиции обвинения. Ещё красочней о том же говорят периодические всплески анонимного информационного творчества в интернете против Юрченко, главный месседж которых – «обвиняемый в уголовном преступлении должен сидеть в тюрьме». Будто следственный орган и прокуратура, составившие мнение о его виновности, ошибаться не могут. Как, разумеется, не может ошибаться и Президент, уволивший бывшего новосибирского губернатора.

    Месседжи линии защиты Юрченко – следствие и прокуратура ошибались изначально, а Владимира Путина ввели в заблуждение. Пользуясь свободой общения и вниманием СМИ, Василий Алексеевич вместе с адвокатами бомбардировал общественность сопряжёнными тезисами с амплитудой, растущей по мере приближения суда к развязке. Следствие огрызалось новыми обысками в квартирах всех членов семьи Юрченко и продлениями уголовного дела против жены экс-губернатора. Но оказалось, что эту песню не задушишь, не убьёшь. Непонятно лишь, поётся она к победе или поражению.

    Чуть больше четырёх лет прошло с того дня, когда Юрченко (тогда ещё губернатор) был впервые допрошен по поводу попытки продажи участка на Чаплыгина возле Красного проспекта под строительство отеля одной из структур олигарха Олега Дерипаски. Интересно, как за прошедшее время повернулись светила на небосклоне. Виктор Толоконский, на позиции и показаниях которого во многом держится обвинение против Василия Алексеевича, теперь губернатор Красноярского края. А Дерипаска, не состоявшись в качестве новосибирского отельера, является ближайшим партнёром Толоконского из числа олигархов, ведущих бизнес в Красноярске.

    Прения в суде по делу Юрченко заканчиваются призывом адвоката Александра Баляна не доверять показаниям Толоконского и его бывших подчинённых Владимира Анисимова и Олега Галлямова, уволенных Василием Алексеевичем. «То, что происходит в этом судебном процессе – несправедливо, незаконно, прямо противоречит задачам уголовного судопроизводства и разрушает правопорядок в обществе», – убеждает Балян участников и зрителей судебного процесса. Давайте представим, что будет, если судья Алла Веселых согласится с доводами защиты и вынесет 17 октября оправдательный приговор?

    За три месяца до отставки Юрченко в «Живом журнале» был опубликован документ, вошедший в современную историю коммуникаций как «пост Михаила Галокова». Это была аналитическая справка о доходах, имуществе и деловых связях, приписываемых Василию Юрченко и членам его семьи. Защита экс-губернатора много раз официально указывала на параллели между «постом Галокова» и справками из управления СК по Новосибирской области, информацию для которых собирал следователь Юрий Хорошавин. По заявлениям Юрченко областное следственное управление проверяли на предмет незаконного слива оперативной информации, но виновных не нашли. За прошедшее после отставки время Василий Алексеевич (по его собственным словам) собрал документальные опровержения фактов изложенных в пресловутой «справке». Если верить предположению, что решение об отставке в связи с утратой доверия принималось на основании такой справочной информации, надо было бы показать Президенту опровержение. Но есть ли основания качать права у какого-то бывшего чиновника, находящегося под судом?

    Если же Юрченко будет признан невиновным, в истории может произойти новый поворот. У позиции «Президента обманули» появится веский аргумент. Значит ли это, что Василий Алексеевич может рассчитывать на возвращение статуса губернатора? Ни в коем случае. Возвращение на госслужбу в любом качестве под большим вопросом. Скорее можно ожидать карательных мер в отношении тех, кто последние несколько лет топил бывшего губернатора.

    Однако шансы на оправдательный приговор в первой инстанции эксперты, опрошенные ЦДЖ, считают призрачными. Оптимистичным финалом, как и прежде, называют условный срок (напомним, что прокуратура требует 4 года реальной отсидки). И каким бы ни был приговор, он не станет компромиссом: как минимум, одна из сторон процесса будет обжаловать вердикт.