Панфёрова призвали на мобилизацию бизнеса
Политики и бизнесмены бурно обсуждают инициативу по выдвижению Андрея Панфёрова кандидатом в уполномоченные по защите прав предпринимателей. Уход первого вице-спикера из заксобрания вызывает принципиально разные оценки.
Формально инициатива номинировать Панфёрова на пост бизнес-омбудсмена, ставшего вакантным после смерти Николая Мамулата в сентябре, принадлежит Общественной палате Новосибирской области. По закону палата может выдвинуть претендента без согласования с таковым. Но выглядит такой шаг странно, как элемент манипуляции. Или можно сказать жёстче — как подстава. Судя по первым комментариям Панфёрова, с ним эту инициативу не согласовывали, он узнал о ней постфактум и поначалу как будто не знал, как лучше повести себя в этой ситуации. В комментарии «Прецеденту» депутат сначала сказал, что не задумывался о такой сфере деятельности, но с бизнесом нужно работать. А потом неожиданно перевёл тему, сообщив о намерении вскоре вернуться в зону специальной военной операции.
Интересно, что инициатива Общественной палаты была оформлена 24 октября — в День подразделений специального назначения. Первый вице-спикер Законодательного собрания — боевой офицер-разведчик, подполковник ГРУ в отставке. В 2022 году он инициировал создание элитного батальона «Вега» для участия в СВО и сам занял пост командира. В конце весны 2023 года Панфёров вернулся в Новосибирск, сообщив журналистам, что его задача выполнена: отряд введён в строй, опыт боевых действий в составе соединения и в его интересах приобретён. Так что теперь? За год до очередных выборов Панфёров вернётся на СВО или займётся работой с предпринимателями? По-видимому, это будет микс.
Ряд комментаторов судачит о крахе политической карьеры Панфёрова: мол, переход в уполномоченные — это якобы понижение. Так ли это однозначно? В сегодняшнем составе областного парламента Андрей Борисович единственный, кого воспринимают, как возможного сменщика действующего спикера Андрея Шимкива. Подчеркнём: именно воспринимают. Кандидатура Панфёрова, как альтернатива Шимкиву, проявляется в результате умозрительных упражнений по анализу потенциальных претендентов. У Андрея Борисовича нет и не было бизнеса, у него чистый бэкграунд, однозначная прогосударственная позиция.
Сам Панфёров ни разу не пытался публично претендовать на «первую скрипку» (опять же подчеркнём — публично). Значительную часть созыва Панфёров провёл на СВО. Укрепило ли это его политические позиции? По внешним признакам — нет. В начале 2024 года Шимкив сменил его на посту главы фракции «Единой России» (крупнейшей в ЗС), сконцентрировав, таким образом, в своих руках и административные, и политические рычаги в областном парламенте.
Сейчас у Андрея Борисовича есть возможность получить 5-летний контракт уполномоченного, дающий гарантию сохранения в обойме областной власти вне зависимости от результата выборов 2025 года. Свой аппарат, относительная независимость. Вам кажется странным, что военного хотят назначить бизнес-омбудсменом? А сотрудник прокуратуры в роли уполномоченного по правам человека вопросов не вызывает? В любом случае, в областной власти привыкли сами решать, кто лучше для предпринимателей. Так было и при назначении, точнее, выборах Мамулата (кстати, в прошлом тоже военного, но с предпринимательским опытом) на оба его срока. Кандидатов, которых выдвигали сообщества предпринимателей, депутаты прокатывали с язвительными комментариями.
В марте заксобрание выбрало Мамулата на второй срок, отвергнув Наталью Кошелеву из новосибирской «ОПОРЫ России». Осенью она получила назначение бизнес-омбудсменом Приморского края. Так что мнение местного бизнеса, удивлённого выдвижением Панфёрова, тут вообще не в счёт.
Счёт предъявят бизнесу в части концентрации ресурсов на поддержку СВО — здесь прослеживается прямая логика нового направления работы для Андрея Борисовича. Власти добиваются от бизнеса уже не только материальной помощи для фронта, но и деятельного содействия в пополнении числа контрактников. В условиях, когда рабочих рук не хватает во всех отраслях, задача выглядит более чем трудной. В этих условиях боевой командир со стальным взглядом может показаться наиболее подходящей фигурой для мобилизации предпринимательского сообщества. После подачи документов на конкурс по бизнес-омбудсменству Панфёров сообщил о намерении сформировать новый добровольческий отряд для СВО — в этом он рассчитывает на понимание в предпринимательской среде.