Консервативный сценарий и превентивные меры
Главными вопросами сессии новосибирского заксобрания 21 ноября стало рассмотрение бюджета региона на 2025 год в первом чтении и стартовавший отопительный сезон. Риски сокращения бюджетных возможностей заставляют фокусироваться на аспектах, несущих максимум социальной значимости.
Проект областного бюджета на 2025 год и плановый период 2026-2027 годы подробно разобрали на комитетах, а сессия стала «точкой сборки» мнений. Перед обсуждением депутаты посмотрели видеообращение первого вице-спикера Государственной думы РФ Александра Жукова, рассказавшего про перспективы федеральных трансфертов для Новосибирской области. В тот же день, 21 ноября, Госдума принимала бюджет федерации в третьем чтении, так что Жуков опирался на самые актуальные прогнозы. Парламентарий сообщил, что 5,5 млрд рублей будет выделено на продолжение строительства детского реабилитационного центра, 10,5 млрд на реконструкцию аэропортового комплекса Толмачёво, более 3 млрд на реконструкцию Чуйского тракта, более 2,3 млрд на строительство кампуса НГУ, более 3,5 млрд на СКИФ. Эти суммы расписаны на трёхлетний период, в рамках которого можно маневрировать лимитами. Непосредственно на 2025 год, по словам Жукова, в федеральном бюджете на Новосибирскую область запланированы трансферты в сумме почти 30 млрд рублей.
Министр экономического развития Лев Решетников в своём докладе заострил внимание на том, что финансовый план свёрстан, исходя из консервативного сценария. Идёт ужесточение денежно-кредитной политики, экономика замедляется, и это не только российская история, а общемировой тренд. В Новосибирской области сохраняется оптимизм в части роста инвестиций, по базовым экономическим показателям регион опережает среднероссийские параметры. Тем не менее, существующие тенденции требуют от властей концентрации на социальной повестке и завершении уже запущенных в работу проектов.
Депутат Николай Мочалин спросил министра насчёт запланированных мероприятий по оптимизации расходов на органы власти. Решетников затруднился, и за него прокомментировал спикер заксобрания Андрей Шимкив, напомнивший о принятом на федеральном уровне решении сократить госаппарат чиновников на 10%. Депутат Александр Козлов попросил уточнить планы по Матвеевской развязке и Восточному обходу. Проект первой готовится к повторной экспертизе, а тема обхода вызвала повышенный интерес. Её заострил зампред строительного комитета Вадим Агеенко, напомнивший, что простои в строительстве Восточного уже приводили к банкротствам строительных организаций. Ясность в ситуацию внёс губернатор Андрей Травников, напомнивший, что финансирование крупнейшей дорожной стройки региона ведётся из федерального бюджета, а областные власти со своей стороны могут приближать лимиты, если подрядчики будут работать опережающими темпами.
Представляя непосредственно законопроект о бюджете, вице-премьер и министр финансов Виталий Голубенко отметил снижение гибкости в использовании ресурсов из-за прогнозируемого снижения поступлений от налога на прибыль. Прирост собственных доходов на 39 млрд выглядит обнадёживающим фактором, как и то, что приоритетные статьи удалось сбалансировать без заёмных ресурсов. Но в условиях резкого роста стоимости денег количество новых проектов приходится сокращать. Председатель бюджетного комитета ЗС Федор Николаев в содокладе подчеркнул рекомендацию — вернуться в середине 2025 года к перечню запланированных, но не попавших в бюджет объектов, с учётом фактической финансовой ситуации.
Предваряя голосование, Шимкив подчеркнул, что в бюджете на следующий год впервые зафиксирована отдельная строка на поддержку участников СВО и членов их семей. Что же касается новых объектов, поставленных на паузу, то, по мнению спикера, пришло время достроить все старые и хорошо подготовиться к следующим инициативам. Заксобрание единогласно поддержало проект бюджета в первом чтении. Комментируя итоги голосования, Травников сообщил журналистам, что в 2025 году область впервые станет бездотационным субъектом — собственная экономика позволяет.
15 ноября в заксобрании состоялось совместное заседание комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам ЗС и комиссии по городскому хозяйству горсовета Новосибирска, где депутаты вместе с представителями исполнительной власти, «Сибирской генерирующей компании» и управляющих компаний обсуждали старт отопительного сезона, осложнённый затянувшимися работами на трубопроводах и большим количеством вновь выявленных дефектов. На сессии 21 ноября депутаты в рамках информационного часа правительства заслушали вице-губернатора Олега Клемешова с отчётом о текущей ситуации. Чиновник оценил подготовку к отопительному сезону на удовлетворительном уровне, отметив, что Новосибирск, Бердск, Искитим и Линёво не получили паспорта готовности, и работа над устранением замечаний в этих муниципалитетах продолжается. В целом, по словам Клемешова, 70% трубопроводов в Новосибирске изношены сверх норматива, и лишь с 2022 года в городе началась масштабная замена прохудившихся труб.
Глава строительного комитета Олег Подойма акцентировал внимание на выявленных «узких местах». Есть проблемы с готовностью коммунальных и аварийных служб, с длительностью устранения аварий, с кадрами. Кроме того, по словам депутата, служба 051 не всегда оперативно реагирует на звонки, в то время как ни одно из обращений граждан не должно оставаться без своевременной реакции.
Отметив отсутствие претензий к работе правительства и мэрии, депутат Яков Новосёлов попросил прокомментировать, почему в Ленинском районе с начала сезона уже несколько новых аварий, а ЦТП не выдерживают необходимых параметров. Сославшись на возраст теплосетевого хозяйства, Клемешов предложил утешаться своевременным устранением аварий, на которое в среднем уходит по 6 часов.
«Десятилетняя история, когда из труб выкачивалась прибыль при минимальных ремонтах — это главная причина того, что мы видим сегодня», заявил депутат Роман Яковлев. По его словам, фракция КПРФ в заксобрании предлагает для исправления ситуации национализировать сферу ЖКХ и энергосистемы. «Пыл и аппетиты тех, кто извлекает прибыль, нужно поумерить», — заявил Яковлев и сообщил, что уже запущен сбор подписей среди населения под соответствующей инициативой. «Многие за, но предлагаю обратиться к депутатам Госдумы, это полномочия федеральные», — прокомментировал Шимкив.
«Для исправления нужны системные превентивные меры. Нужно разработать программу повышения надёжности и устойчивости энергетики до 2030 года», — заявил депутат Владимир Анисимов, отметивший также, что рост тарифов создал условия для эффективных решений в интересах жителей. Шимкив резюмировал обсуждение, указав, что основной фронт работы по улучшению ситуации в теплоснабжении делят областное правительство и СГК. Судя по настроениям в зале, депутаты готовы вернуться к отопительным проблемам на одной из зимних сессий. Но не на ближайшей — внеочередной — которая состоится 28 ноября. Примечательно, что основной объём проблем старта отопительного сезона связан с новосибирскими коммуникациями — однако представители городской власти покинули сессию, не дождавшись обсуждения столь острого (казалось бы) для них вопроса.
Обсуждение финансового плана на следующий год внешне прошло гладко, но внутри переговорного трека между правительством и заксобранием много острых вопросов, касающихся приоритетов в расходовании средств. Травников и Шимкив перед телекамерами традиционно благодарили друг друга за конструктивное взаимодействие — правительство и депутатский корпус действительно поддерживают конструктивный диалог «на максималках», чтобы без эмоций находить устраивающие друг друга решения. Однако на повестке остро стоит проблема программы наказов созыва 2020-2025, для завершения которой остался лишь год. Поэтому между первым и вторым чтениями министрам и депутатам предстоят недели напряжённых диалогов.