Кого внесут в ОПС имени Витухина?

Бывший чиновник мэрии Виталий Витухин получил очень опасное обвинение в организации преступного сообщества в довесок к трём ранее возбуждённым против него делам. Это может привести к ревизии его деятельности по всем фронтам.

В американских детективах интрига часто закручивается вокруг нарушений, допущенных работниками сферы правопорядка. Случись прокурору, следователю или (ещё хуже) судье попасться на каком-то должностном преступлении, последствия становятся тяжёлыми для всей системы. Западное искусство учит нас, что в этом случае на пересмотр идут все дела, которыми когда-либо занимался преступивший закон правоохранитель. В том числе, те, по которым люди уже понесли наказание. Позиция системы здесь в нулевой толерантности к сомнениям: жена Цезаря должна быть выше подозрений, поэтому в каждом случае отступления от закона необходимо тотальное очищение от скверны.

С этой точки зрение интересно посмотреть на последствия работы команды бывшего мэра Новосибирска Анатолия Локтя. По завершении карьеры градоначальника ряд его бывших подчинённых получил серьёзные уголовные претензии. Массовость кейсов и плотная частота возбуждений рисуют картину будто вокруг Локтя трудилось подозрительно много уголовников. Конечно, факт возбуждения дела — это ещё не доказательство виновности. Тем не менее, соберись сейчас Локоть на выборы в какой угодно орган, этот уголовный бэкграунд команды способен сильно просадить его перспективы.

И если у каждого арестованного экс-чиновника кейс сугубо индивидуальный, то у бывшего руководителя департамента инвестиций, потребительского рынка, инноваций и предпринимательства мэрии Виталия Витухина история становится групповой. Ему предъявлено четвёртое обвинение — на сей раз в организации преступного сообщества. По мнению следствия, Витухин создал и возглавил ОПС для получения незаконных доходов от деятельности городских кладбищ. Таким образом члены сообщества якобы передали чиновнику в декабря 2019 по май 2024 в общем 16 млн рублей. По 300 тысяч в месяц примерно получается. В конце мая нынешнего года Витухин объявил об отставке, но ещё до увольнения его отправили под арест.

Изначально чиновнику инкриминировали превышение должностных полномочий в связи с передачей участка территории Заельцовского кладбища, а также незаконное вмешательство в деятельность юридического лица. В сентябре появилось ещё одно уголовное дело — о злоупотреблении полномочиями, выразившемся в нерасторжении концессионного договора по ремонту двух муниципальных банных комплексов.

Три обвинения меркнут на фоне нового «букета» претензий. Теперь Витухину предъявлены особо тяжкие статьи — создание ОПС и участие в его деятельности, получение взятки и посредничество во взяточничестве. Кейс теперь напоминает скандальное дело членов семьи Солодкиных, которых обвиняли в участии в деятельности ОПС Александра Трунова. В случае Солодкиных было очевидно, что у истории есть «второе дно», связанное с политическими связями влиятельной семьи. В кейсе Витухина на ум приходят противоречия бывших совладельцев компании «Сибирский гигант» Александра Манцурова и Андрея Кузнецова, когда-то единым фронтом продвинувших своего протеже в чиновники.

Аббревиатура «ОПС» позволяет силовикам закинуть самый частый бредень в дела департамента, который возглавлял Витухин, и даже попытаться поймать в общую сеть рыбу покрупнее. Следуя лекалам зарубежных сценариев, можно было бы поставить вопрос о пересмотре решений и договоров, увидевших свет и заключённых в период столь вопиюще преступной деятельности. Но здесь ведь не загнивающий Запад, у нас свои понятия.

Целый прокурор Новосибирской области Владимир Фалилеев и два его заместителя осуждены за коррупцию. Было ли пересмотрено в этой связи хоть одно уголовное дело, по которым они утверждали обвинительное заключение? Ни одного. Никто даже вопрос об этом не ставил. И так плюс-минус одно и то же во всей государственной системе, которая не отвечает за проступки отдельных государственников. И тем более не отвечает за сомнения.

Другие новости