К чему Терешкова разрекламировала проект «Речфлота»
Неожиданную остроту и популярность приобрела тема развития водного транспорта вкупе с проектом нового речного вокзала на Михайловской набережной. Повышенное внимание к проекту «Речфлота» привлекла критика от бывшего вице-мэра Анны Терешковой.
В отличие от многих других городов, в Новосибирске река играет разделительную, а не объединяющую роль. Особенно остро она проявляется в последние годы на фоне бесконечных пробок из-за ремонтных и строительных работ на мостах и прилегающих развязках. Пришло время повернуть город к реке — эта мысль не раз звучала на прошедших в конце августа Днях архитектуры в честь 90-летия Новосибирского союза архитекторов. Месяц спустя руководство компании «Речфлот» опубликовало видение развития речного транспорта в сибирской столице, нуждающееся в синхронизации усилий с девелоперами и властями.
Исполнительный директор «Речфлота» Антон Бочаров и глава Ассоциации судовладельцев Западной Сибири Сергей Павлушкин в интервью «Новосибирским новостям» рассказали про сегодняшнее состояние и перспективы. «В прошлом году запустили маршрут «Тихие Зори — Северо-Чемской — Речной вокзал». В утренние часы с левого берега новосибирцы едут на работу на правый, а вечером возвращаются назад. Несколько десятков пассажиров регулярно пользуются этой возможностью», — сообщил Бочаров. Также теплоходами от Речного вокзала пользуются отдыхающие и дачники. Действуют маршруты до острова Кораблик, острова Кудряш, пристани Ягодной, Красного Яра, Бибихи и Седовой заимки.
Планы интересней. «В перспективе в маршрутную сеть речных перевозок мы планируем включить 15 остановочных пунктов. Это поможет увязать в одну пассажирскую линию Михайловскую набережную и парк, который будет построен на Северо-Чемском жилмассиве, Краснообск, парк «Арена», жилые комплексы «Аквамарин», «Ясный берег», «Марсель», «Европейский берег», аквапарк и Заельцовский бор. Работа с региональным Минтрансом в этом направлении идёт», — заявил Бочаров. Ещё одно перспективное направление — строительство причалов возле жилых комплексов, расположенных вдоль реки. Это способствовало бы, в том числе, развитию личного и общественного водного транспорта. «У реки много новых ЖК, и у каждого из них может быть причал, чтобы у теплоходов была возможность сделать остановку. Но причал не может быть сам по себе, у него должна быть инфраструктура: парковки, остановки общественного транспорта, подходы и подъезды. Отклик по этому вопросу со стороны правительства и мэрии есть, важно теперь подвести под это нормативную базу и понять источники финансирования», — комментирует Павлушкин.
Так на Оби может появиться такси. «Вышел из дома в «Ясном береге», и тебе не надо ехать через мосты, вызвал водное такси — доехал до Речного или куда тебе надо. Возможно, сейчас это звучит как фантастика, но на самом деле это несложно, — считает Бочаров. — Для этого должны быть комфортные для лодок причалы и удобные подходы к ним. Сейчас вдоль береговой линии строят множество жилых комплексов, в том числе планируется масштабное строительство по КРТ».
Исторически водные маршруты завязаны на Речной вокзал, но фактически его нет. Здание вокзала сгорело в конце 90-х. Сейчас билеты продаются в непрезентабельной избушке. «Проектировщики нарисовали замечательный объект в форме улитки, вписанный в ландшафт Михайловской набережной, — сообщил Бочаров. — Мы готовы вложиться в строительство, но нужно, чтобы город выделил землю. Это участок площадью 1000 кв. метров напротив действующих касс. До реконструкции набережной он был зарезервирован под такой объект, но потом его включили в парковую зону».
Проект уже представлен городским и областным властям, пока хранящим молчание. На публикацию планов бурно отреагировала бывший вице-мэр Анна Терешкова. «На протяжении многих лет бизнесмены предлагали отдать часть Михайловской набережной под капитальное строительство офиса так называемого Речного вокзала. Я говорила ребятам, выкупите существующее или постройте на своей территории, но всегда же проще на «халяву» получить территорию от мэрии», — написала экс-чиновница в соцсетях.
Реконструкция Михайловской набережной — один из самых масштабных проектов, реализованных под кураторством Терешковой в мэрии. Несмотря на уход из власти, Анна Васильевна остаётся медийной персоной, и её пост привлёк к проекту «Речфлота» больше внимания, чем, собственно, публикация планов. Но стоит отметить, что интервью Бочарова и Павлушкина вышло в официальном СМИ мэрии Новосибирска. Что может свидетельствовать — как минимум, жёсткого отторжения у городской власти инициативы «Речфлота» не вызывают. А власть нынче в городе другая.
Объективно рассуждая, развитие водного транспорта действительно добавило бы городу динамики и подчеркнуло бы столичный статус. С утилитарной точки зрения есть понятный скепсис, связанный, прежде всего, с сезонным фактором. Действительно, в июне-июле было бы приятно объехать пробки на моторке с ветерком. Но уже в сентябре вояж по реке может стать избыточно освежающим. А что же зимой? Если бы «Речфлот» предложил круглогодичный транспорт — например, на воздушной подушке, проходящий и по воде, и по льду — проекты звучали бы ещё интересней. Может, лишь чуть более фантастичными.