«Дорожная пятилетка» обойдётся городу и области в 20,5 млрд

Мэр Анатолий Локоть надеется, что областные власти поддержат 5-летний план ремонта новосибирских дорог, требующий больше денег из бюджета региона. Городских депутатов заинтересует распределение объёмов «дорожной пятилетки» по округам и по годам.

На сессии Совета депутатов Новосибирска 28 сентября внимание было привлечено, в первую очередь, к острым политическим вопросам, актуализированным военной спецоперацией — аспектам частичной мобилизации и принудительному лишению полномочий депутатов, надолго уехавших за рубеж. Вероятно, поэтому ни обсуждения, ни особого резонанса не вызвало заявление мэра об изменении подхода к планированию дорожных ремонтов. Локоть сообщил, что уже сформирована программа работ на 2023–2027 годы. План включает ремонт 351 объекта. Это 540 километров городских улиц. По словам мэра, реализация программы позволит привести к нормативу магистральные и районные дороги сибирской столицы.

Особенность плана, в первую очередь, в 5-летней перспективе. Пока мэрия планировала дорожные работы на год, и то не всегда справлялась в полном объёме. Ещё одна новелла в подходе к бюджетированию. Программу разработали без ограничений в лимитах финансирования. Во главу угла был поставлен комплексный подход. То есть, отталкивались не от того, сколько есть, а от того, сколько нужно. По словам Локтя, на реализацию плана за 5 лет понадобится 20,5 млрд рублей.

В среднем на год приходится 4,1 млрд рублей. Если посмотреть на расходы по ремонту городских улиц в последнее время, годовая программа составляет порядка 3 млрд рублей. Где планируется взять дополнительное финансирование, мэр пока напрямую не говорит. Но догадаться нетрудно. «Я обращаюсь к депутатскому корпусу и предлагаю обсудить этот план на профильной комиссии, обсудить его с коллегами в заксобрании и Минтрансе региона, чтобы добиться одной позиции. При объединении усилий план ремонта дорог будет реализован, и мы будем приводить в нормативное состояние дороги города Новосибирска», — заявил Локоть на сессии.

Добиться одной позиции с областной законодательной и исполнительной властью подразумевает плановое увеличение дотаций Новосибирску на исполнение амбициозной программы. В последние годы правительство и заксобрание неоднократно выделяли областному центру дополнительные средства на ремонт дорог. Но происходило это, в том числе, в конце весны и даже летом, в разгар строительного сезона. Конкурсные процедуры отнимают время, часто приходится дольше возиться с проектами — так получается, что некоторые объекты завершают уже под снегом, за что городские власти сполна получают критику и от горожан, и от политиков, и от вышестоящих госорганов.

Внеплановые дотации могут дать, а могут не дать. В том числе, в зависимости от поведения городских властей, либо по другим непрозрачным мотивам. С точки зрения областной власти, мэрия Новосибирска должна искренне радоваться любым дополнительным средствам и уметь их осваивать молниеносно и качественно. Однако лучшие практики складываются тогда, когда больше времени к подготовке. Особенно если речь о масштабных проектах, переходящих из сезона в сезон.

С голоса депутаты не восприняли заявление Локтя как повод для обсуждения на сессии. Для многих народных избранников пятилетний план это новость, и нет сомнений, что подробно ознакомиться с ним пожелает каждый. В наказах по каждому округу есть улицы, требующие ремонта, и депутаты захотят убедиться, что их объекты фигурируют в программе мэрии. Также важный вопрос в очерёдности объектов.

5 лет — сакральный отрезок времени для политиков. На такой срок избирают и мэра, и депутатов. Но избирательные циклы в исполнительной и законодательной власти не синхронизированы. А у «дорожной пятилетки», если она получит путёвку в жизнь, отдельный календарь. Горсовет будет переизбираться в 2025 году — в середине программы, анонсированной Локтем. Это значит, что отчитаться можно будет, в лучшем случае, о половине объектов. Чиновникам целесообразно посмотреть очерёдность так, чтобы по округам не было больших перекосов в объёмах. В любом случае, если программу удастся запустить как комплексный долгосрочный проект, при соблюдении сроков и качества её смогут выгодно «продать» избирателям не только городские политики, но и их областные коллеги, также заинтересованные в переизбрании.

Другие новости