«Распродать всё под ноль и закрыть бизнес никто не хочет»

Гендиректор сети магазинов «Женева», X-Time и Сhrono.ru Евгений Цветков в интервью ЦДЖ рассказал о ситуации в люксовом и премиальном сегментах часового рынка: что происходит с ассортиментом, ценами и сервисом в условиях санкций.

«В марте инвестиции в часы были разумным ходом»

— Что изменилось в вашем бизнесе после 24 февраля?

— Произошли кардинальные изменения. Начало года давало возможности к развитию. Мы планировали вхождение в новый интересный проект. Было ощущение, что пандемийная история каким-то образом финализируется, приходит время развиваться. Во время пандемии многие сжали бизнес, но понимали, что когда-то это закончится…

— …и захлестнёт отложенный спрос?

— На самом деле спрос в пандемию даже в чём-то увеличился. Российский рынок в люксовом сегменте за время пандемии приобрёл, а не потерял. Закрытие границ принесло рост продаж в люксовом сегменте и частично в премиальном.

— Даже несмотря на закрытие магазинов?

— Был взлёт интернет-продаж. Наш магазин Chrono.ru по некоторым брендам вышел на первое место в России. Мы наладили классические продажи через интернет во всех сегментах рынка — базовом, премиальном, люксовом. То есть, это работает не так, как если покупатель заказывает через сайт, а забирает только в нашем магазине — мы наладили логистику, начали продавать по всей стране.

— То есть, стали конкурировать с московскими компаниями?

— Да, и наш часовой интернет-магазин на самом деле уникальный. Не исключаю, что лучший в Европе по структуре. Мы получили возможность продавать часть люксовых брендов на эксклюзивных условиях. Никто в России не мог продавать Cartier, кроме нас. Также мы получили авторизацию по Vacheron Constantin, Jaeger-LeCultre, которых ни у кого в интернет-магазинах не было.

Прокачивая достаточно серьёзные объёмы продаж через интернет, к концу 2021 года мы вышли к тому, что пора развиваться дальше. К сожалению, наши планы были очень серьёзно скорректированы, потому что с началом спецоперации и последовавшими санкциями мы столкнулись со снижением и предложения, и спроса. Неспокойные времена не способствуют вложениям в наш товар. Хотя в марте инвестиции в часы были очень разумным ходом, и многие им воспользовались. Но это была очень краткосрочная история, сегодня ситуация уже другая.

«Что-то закончится уже совсем скоро»

— Как обстоят дела с поставками?

— В люксовом сегменте заблокированы практически все поставки. Есть некоторые остатки в Москве, доступные для покупки дилерами. Мы этот товар с удовольствием берём, но он ограничен в количестве. Кое-кто пока ещё не продаёт остатки, находящиеся в Москве, но мы надеемся, что по прошествии некоторого времени эти часы тоже станут доступны для российских дилеров. Из-за границы в РФ не поставляется ничего — ни в люксовом, ни в премиальном сегментах. Поставки идут только в базовом — несанкционном — сегменте. И то за вычетом брендов, принадлежащим крупным часовым группам, таким, как Swatch Group: они полностью прекратили поставки в Россию. Такие крупные компании подвержены большому давлению у себя на родине, они не готовы рисковать другими рынками сбыта ради российского. Хотя, сказать по справедливости, наш рынок немаленький. Это не 1-2%. Для некоторых брендов Россия это №№2-3 по объёмам продаж, как, например, для Certina. Даже 5% от мирового рынка это очень много. Но нужно понимать, что американский рынок даёт большинству брендов более существенные объёмы. Плюс общественное мнение способно негативно повлиять на курс акций. Из-за этих рисков компании не готовы поставлять товар в Россию.

— Чем же вы торгуете?

— У нас есть некоторые товарные запасы, есть ещё кое-что в Москве. Пока существует возможность поддерживать достойный ассортимент, но без внешних глобальных перемен эта история станет конечной. Плана «Б» нет. Остатки закончатся, и тогда официальный рынок часового люкса и премиума прекратит существование в России. В базовом ассортименте пока всё хорошо, останемся работать в этом сегменте.

— Судя по динамике, на сколько хватит люкса?

— Наверное, на год. Не всего. Что-то закончится уже совсем скоро, и, если не безвозвратно, то на очень долгий срок. Если есть возможность и потребность покупки люксовых часов, откладывать точно не стоит, потому что скоро это исчезнет. Возможно, уже завтра, а что будет дальше — одному Богу известно.

Подчеркну, что мы говорим сейчас про официальный бизнес. Неофициальный рынок сохранится. Но я не понимаю, зачем рисковать, вкладывая деньги в непонятный товар. Это ведь не вещи первой необходимости. Покупать люкс надо если у тебя есть деньги, если ты понимаешь и ценишь эти вещи, если есть какая-то потребность в этом. А когда тебе предлагают нечто из-под полы, да с несусветной скидкой… Это уже в принципе не люкс, так индустрия не работает. Наверняка есть подводные камни, о которых тебе не рассказывают. Иногда это подделка, иногда ношеные часы, иногда без официальной гарантии. Тем не менее, несмотря на риски, неофициальный рынок будет жить, поскольку спрос никуда не денется в любом случае. У богатых людей есть деньги, есть потребности в люксе. Хотя зачастую лучше открыть шкафчик, достать старые часы, которые давно не носил, привести их в порядок у нас в сервисе и порадоваться, как новым.

— А параллельный импорт?

— Пока вопрос об этом не стоит. Не вижу попыток включить часы в списки для параллельного импорта. Юридически представительства часовых групп продолжают работать в России, продавая остатки.

«По реальному курсу цены в России выгодней»

— Что происходило с ценами на часы на фоне гигантских колебаний курса рубля?

— Дилеры ориентируются на цены, которые для розницы выставляет производитель. Все производители в марте подняли цены. Никто не исходил из курса 150-160 рублей за евро, но корректировка случилась. После этого никто глобально цены не снижал. Это связано с отсутствием поставок (распродать всё под ноль и закрыть бизнес никто не хочет). Также это связано с тем, что курсов у валюты фактически несколько. Есть официальный курс ЦБ, близко к которому можно купить безналичную валюту. Есть курс, по которому можно рассчитаться картой «Мир» в Турции. И есть курс наличной валюты. Потребителю хочется пересчитывать всю историю по курсу ЦБ, как самому привлекательному, но это не вполне корректно. Производители проводили перерасчёт, исходя из курса, близкого к стоимости наличной валюты. И пока не решится вопрос с новыми поставками, ожидать снижения цен бессмысленно.

— А если россияне массово поедут за часами, скажем, в Казахстан?

— Если мы говорим о люксе и премиуме, существенные объёмы вывозить оттуда не получится. Ни один из соседних и «дружественных» рынков, включая Турцию и ОАЭ, не даст удовлетворить спрос, который существует в России. Все понимают риски вторичных санкций. Если окажется, что россияне вдруг начнут массово ради продлённой гарантии регистрировать на сайте Cartier часы, купленные в Казахстане, это будет видно.

— Кстати, производители по-прежнему дают продлённую гарантию, несмотря на санкции?

— Да, всё это работает, как и все сервисы. Даже налаживается ситуация с поставкой запчастей. Мы надеемся, что в этой части ничего не ухудшится. Бутики закрыты, сервисные центры работают. Поставщики обещают поддерживать сервисное обслуживание, потому что это имиджевая история, и потребитель, по большому счёту, не виноват.

— Возвращаясь к Казахстану…

— Да, всё это будет видно, поскольку товар номерной, квотируемый. Увидев такие перетоки, часовые группы будут ограничивать поставки в Казахстан, или ту же Турцию. Никто с этим играться не будет. Мы можем в этом убедиться на примере банков. Пару месяцев назад не было проблем съездить в Казахстан или Узбекистан, чтобы открыть там счёт и получить карточку Visa. Сейчас россиянам открыть там счета уже гораздо труднее.

— Мы помним периоды, когда было выгодней покупать часы за границей. Потом стало выгодней покупать люкс внутри страны. Как сейчас?

— С 2014 года стало абсолютно невыгодно покупать за рубежом. Были периоды, когда здесь было сильно дешевле, просто дешевле или так же, как там. Но практически никогда с тех пор у нас цены не были выше, даже с учётом Tax Free. Если считать по курсу ЦБ, сегодня там может показаться выгодней. Но для начала туда нужно доехать. Для люкса подходят только ОАЭ, потому что привезти часы этого сегмента из Европы в Россию сейчас практически невозможно. По российскому паспорту их просто не продадут в магазине. Если вдруг повезёт купить, я бы сильно не рекомендовал пытаться получить за них Tax Free, иначе часы конфискуют и наложат штраф. Если вы умудритесь провести часы мимо таможни там, вас может подхватить таможня российская, и придётся заплатить сборы ещё 30% от стоимости. Риски покупки настолько серьёзны и высоки, что мнимая выгода — это очевидная бессмыслица. Если сразу пересчитать цены по реальному курсу и учесть невозможность получения Tax Free, станет ясно, что российские цены выгодней.

«Потребность в авто выше, чем в люксовых часах»

— Сибирские автодилеры, представляющие люксовые бренды, на фоне прекращения поставок стали открывать представительства китайских марок. Возможно ли какое-то замещение на часовом рынке? Думаете над диверсификацией?

— В люксовом сегменте это достаточно сложно. Здесь важней всего бренды. Китайцы способны делать для внутреннего рынка часы качеством не хуже, чем Omega, но бренды в глобальном смысле не сформулированы, продавать их очень сложно. Чтобы приучить потребителя к люксовому статусу бренда, нужно говорить об этом много лет, и говорить с большим искусством. Возможно, после этого марка действительно станет восприниматься как люксовая на данной территории. Но это требует времени, усилий и денег от производителя. Ни дистрибьютеры, ни дилеры решить такую задачу не смогут. Поэтому если кто-то из китайских производителей окажется готов таким образом вкладываться в продвижение на наш рынок, мы открыты для сотрудничества.

— В отсутствии новых иномарок, салоны люксовых автобрендов заполняются пробеговыми автомобилями. Как вы смотрите на перспективу торговли часами pre-owned? В Москве и Санкт-Петербурге она достаточно распространена через салоны и сервис-центры, а в Новосибирске остаётся на уровне «из рук в руки». 

— Мы давно смотрим на этот сегмент, просто не доходили руки позаниматься активней. Все возможности заниматься этим на адекватном уровне у нас есть — экспертиза, сертифицированный сервис-центр. Можем определять оригинальность, техническое состояние товара. Со временем, наверное, начнём с этим работать. Но вы предлагаете сравнивать разные рынки. Рынок пробеговых авто всегда был достаточно широк. И потребность в автомобилях выше, чем в люксовых часах, не относящихся к самым необходимым.

— Пробуете ли заниматься импортозамещением в расходниках? Например, в части ремешков, которые могут делать местные мастера?

— Есть небольшие производства в Москве, которые делают действительно качественные премиальные ремни, такие, какими они должны быть. Но у нас пока нет необходимости отказываться от привычных поставщиков. Мы продаём оригинальные ремешки, выпущенные под брендом производителя часов, а также ремешки Hirsch, более доступные по стоимости. Здесь у нас нет проблем с поставками. Это не санкционный товар.