Делами уехавших депутатов пугают оставшихся

Депутат горсовета Хельга Пирогова уехала за границу, а уголовное дело её живёт: 16 августа силовики провели обыски у её родственников. Этим кейсом колеблющимся политикам наглядно показывают «красные линии» в высказываниях о спецоперации на Украине.

15 августа Центральный районный суд закрыл административное дело по статье за дискредитацию российской армии в отношении Пироговой ввиду того, что по поводу её высказываний уже было возбуждено дело уголовное — по статье за фейки про действия вооруженных сил во время специальной военной операции. Деяние депутата переквалифицировали предсказуемо в сторону ужесточения ответственности. Пирогова уехала из России сразу после того, как 22 июля против неё возбудили уголовное дело по личному требованию председателя Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина. Скорее всего, депутату дали возможность без помех покинуть страну из-за её беременности. Образ молодой будущей матери мог внести сумятицу в обывательские головы. Для решения задач пропаганды бегство обвиняемой за границу — более приемлемый фон.

Как и уехавший ещё в начале года за рубеж депутат горсовета Сергей Бойко, Пирогова входит в «Коалицию Новосибирск-2020» — объединение несистемных политиков. На выборах 2020 года они выиграли 4 округа в Новосибирске. На тот момент прорыв несистемщиков во власть для политических администраторов был просто неприятностью. С начала 2021 года ставки на федеральном уровне резко пошли в рост пропорционально прессингу на оппозицию. После начала СВО несогласные политики стали восприниматься как прямая угроза, а несистемные депутаты в этой связи оказались под особым наблюдением. В итоге твит Пироговой по поводу похорон солдат, погибших на Украине, не прошёл незамеченным: насчёт его кощунственности высказались многие новосибирские политики, было написано несколько обращений в разные инстанции, а комиссия по этике горсовета передала материал в правоохранительные органы. Следствием стало уголовное дело.

Бойко уехал за границу из-за риска посадки по делу о «ретроградном экстремизме» в деятельности структур «Фонда борьбы с коррупцией» и штабов Навального (признаны в России иностранным агентом и экстремистским организациями). Позже против него возбудили уголовное дело по поводу клеветы. После отъезда Пироговой два оппозиционных депутата вытеснены из оффлайна горсовета. Тем не менее, у «Коалиции» по-прежнему 4 мандата. Принудительно лишить депутата полномочий можно только после решения суда, признавшего его нарушителем законодательства. А заочно судить в России можно лишь в исключительных случаях за преступления, относящиеся к тяжким и особо тяжким. Клевета и дискредитация к таким не относятся. Поэтому пока Бойко и Пирогова скрываются в недосягаемости для российского правосудия, лишить их мандатов не получится.

Тем не менее, наличие открытых уголовных дел позволяет кошмарить местную политическую тусовку. Три недели спустя после отъезда Пироговой полиция устроила обыски в квартирах её мужа и его родителей, а также на даче. Адвоката не допустили, изъяли телефоны и компьютеры. Говоря в современном контексте, изъяли средства производства, а не только коммуникации и социализации. С точки зрения уголовной практики по высказываниям в соцсетях смартфон или ноутбук может являться орудием преступления. Однако свои «орудия» Пирогова наверняка увезла с собой, поэтому в общем контексте изъятие техники у родственников депутата ещё больше походит на элемент устрашения.

Депутаты от «Коалиции» Светлана Каверзина и Антон Картавин — следующие в зоне риска. На них то и дело пишут доносы по поводу неоднозначной патриотической позиции. Силовики пристально следят за каждым словом и делом несистемщиков в ожидании повода (или прямой команды). И дают внятные сигналы всей политической тусовке: сомневающимся и критикующим — держать мысли при себе. В публичном пространстве политическая позиция должна быть монолитной.

Другие новости